email Обратная связь

О практике «Поиск виноватого»

19.03.2024 Категория: Мои статьи Просмотров: 1441 Комментариев: 0

Каждый раз, когда ты сталкиваешься с чувством чьей-то вины перед собой или своей вины перед другими, ты должен возвращаться к практике поиска виноватого.

Допустим, ты негативно относишься к некоему знакомому Сергею, исследуй честно и непредвзято: есть ли его вина в том, что он такой? Разве он выбирал себе родителей, разве он выбирал себе генетику? Разве он добровольно выбирал индивидуальные качества тела, способности интеллекта, образ мышления, способ говорить, лексику, набор получаемой информации от социума? Разве он выбирал сам выбор: друзей, воспитателей, учителей, знакомых, или этот выбор был следствием всех предыдущих причин? Ни у одного поступка, ни у одной реакции нет конкретных причин, но все предварительные условия бытия обусловили эти «его» реакции, поступки. Разве он вообще за что-то может нести ответственность, или все его мысли, реакции и поступки обусловлены всей Вселенной? Разве он сам может быть виноват хоть в чём-то, или это «виновата» вся Вселенная (Бог)?

К кому на самом деле у тебя негативное отношение, и твоё ли оно? Ведь то же самое и с тобой, разве ты выбирал себе хоть что-нибудь добровольно, или каждый твой «выбор» был следствием всех предыдущих условий? Разве твои родители могли выбирать тебе наследственные качества, если их «выбор» тоже был обусловлен всеми предыдущими поколениями? А дедушки и бабушки, а прадедушки и прабабушки? Так мы доберёмся до самого начала Вселенной.

Существует ли хоть один истинно виновный? Всё просто происходит, и если мы посмотрим внимательно на ту чистоту, которая проявляется в каждой форме как самосознание (чувство себя), то у неё изначально нет качеств, ни одного! В её «новорождённом» виде она одинаково чиста, безкачественна во всех, неотличима от таких же, проявленных в других формах. Она ни в чём не виновна и абсолютно чиста сама по себе. Только условия всего бытия накладывают на неё определённые качества, которые сама она не выбирала, но невинно приняла, позволила им быть.

Если ты это увидишь, то потеряешь все цепляния за «хорошее» или «плохое». Даже самый обаятельный человек есть результат действия всей Вселенной, а не результат его собственных усилий.

Когда ты аплодируешь кому-то очень понравившемуся, ты аплодируешь Вселенной, а когда ты недоволен кем-то, ты выказываешь порицание самой Вселенной. Если ты это видишь, эго теряет опору, ему не за что больше зацепиться, некого любить или ненавидеть персонально. Все вопросы ко Вселенной!

Теперь разберёмся, кто на самом деле аплодирует или выказывает негатив ко Вселенной? Не она ли сама? Кто на самом деле проводит корректировку «твоего» отношения к виноватым? Где во всём этом «ты»? Разве всё происходящее касается чистого самосознания? Разве самосознание может что-то изменить, или все изменения во Вселенной происходят спонтанно, а самосознание является возможностью для всех изменений? И наконец, чьё это самосознание? Самосознание твоё, но кто ты?

Теперь ты подходишь к самой практике: если всё имеющееся у тебя (тело, мышление, эмоции, реакции, память) тебе предоставила Вселенная, то кто ты сам? Ты – это кто? Что это такое – голое самосознание? Это не нужно понимать, это нужно испытать, пережить, почувствовать.

Ты не ищешь мысленного ответа, а входишь в это чистое самосознание. Когда ты в него войдёшь, то увидишь, что всегда был там, а не где-то ещё. Всё остальное тебе будет показано интуитивно, все «бонусы» истинного места пребывания, такие как единый вкус, безстрашие, безмятежность, предельная завершённость, явятся тебе сами.

До тех пор, пока появляется чувство вины по отношению к «себе» или к «другим», возвращайся к практике поиска виноватого. Возвращайся к ней до тех пор, пока обвинения или похвалы в чей-то адрес не будут растворяться прямо при их возникновении, пока эго не останется без опоры на «хорошее» или «плохое». Как только возникнет обвинение в чей-то адрес, смотри: разве он выбирал хоть что-нибудь сам, или ему всё подсунула Вселенная? Где он сам во всём этом? Чем его чистое, нерождённое самосознание отличается от такого же твоего? Разве они различимы?

Проблема «виноватых» не решается пустым заявлением, что «всё совершает Бог». Это может сказать любой верующий, но это не освобождает от страданий. Кроме того, это ложное заявление, что всё делает Бог. Бог ничего не делает, Он проявляется как всё происходящее.

Пустые заявления не помогут, поэтому проблема «виноватых» должна быть тщательно исследована, и если в результате такого исследования появится убеждённость, что на самом деле нет никаких «действующих лиц», тогда эта убеждённость сама уничтожит проблему «виноватых».

Чувство вины является самой главной причиной страдания, она занимает 75% от всех страданий, остальные приходятся на физические страдания и страхи, но при внимательном исследовании даже они имеют своих «виноватых»!

Каждый день человек испытывает чувство вины: либо кто-то виноват перед ним, либо он виноват перед другим. Последнее, кстати, есть закамуфлированное чувство всё той же вины других перед тобой, только в «вывернутой» форме: они виноваты перед тобой, потому что ты чувствуешь вину перед ними, которая тебе неприятна.

Этот «выверт» не осознаётся, он на подсознательном уровне, но виноваты всегда другие! Поэтому люди избегают тех, перед кем они чувствуют свою вину, и, наоборот, тянутся к тем, в чьих глазах они «чисты».

Вина кого-то перед тобой – это твоя обида!

Все твои обиды – это чья-то вина перед тобой. Проверь сам!

Ты обижаешься на девушку, которая тебя обманула, она виновата перед тобой!

Ты обижаешься на родителей за ... (вставь по памяти) , они виноваты перед тобой!

Ты обижаешься на соседа за ...

Ты обижаешься на жену.

Ты обижаешься на врача.

Ты обижаешься на социальные службы.

Ты обижаешься на пассажира в автобусе.

Ты обижаешься на сослуживца.

Ты обижаешься на начальника.

Ты обижаешься на местную власть.

Ты обижаешься на своё правительство.

Ты обижаешься на чужое правительство.

Ты обижаешься на нелегалов.

Ты обижаешься на телевизионщиков.

Ты обижаешься на выигравших у команды, за которую ты болеешь.

Ты обижаешься на вора, укравшего твой кошелёк.

Ты обижаешься на коммунальщиков.

Ты обижаешься на собеседника в чате, форуме.

Некоторые обижаются даже на плохую погоду, на камень под ногой, на ветку, упавшую на голову.

Продолжать можно до безконечности, все они перед тобой виноваты, так ты чувствуешь, хотя, возможно, и не осознаёшь этого.

Тебе нужно просто увидеть, что вина других перед тобой является причиной твоих каждодневных, мелких, но постоянных негативных эмоций, которые однажды превращаются в большой ком боли. О какой безмятежности можно говорить в этом случае? Эти негативные эмоции захватывают всю твою энергию как в кольцо. Но ты уже настолько привык к такому положению дел, что считаешь его естественным. Но это неестественно! Так не может быть на самом деле, здесь что-то не так! Вопрос не в исправлении ситуации в лучшую сторону (потому что это невозможно сделать навсегда), а в выяснении: что здесь не так, может быть, ты что-то неправильно понимаешь?

Может быть, всё обстоит совсем по-другому, а ты просто заблуждаешься из-за невнимательности? Проблема «виноватых» должна быть решена как можно скорее, иначе у тебя просто не будет возможности обнаружить истину. Вина других перед тобой – это твоё «тело боли», которым питается эго. Это очень серьёзная проблема, потому что ты не можешь перепрыгнуть в недвойственность через ложное понимание.

В: Если нет виноватых, значит можно оправдать любого преступника?

О: Это полное непонимание сути и цели практики. Практика показывает отсутствие действующих лиц, а не оправдывает преступление. Отсутствие действующих лиц вовсе не исключает ни судебного разбирательства, ни приговора, ни наказания. Тело, через которое было совершено преступление, понесёт законное наказание.

Поиск виноватого или ответственного за действия практикуется для того, чтобы со всей ясностью понять, что нет действующих лиц, что вся Вселенная участвует в каждом действии. Практика нужна только для этого, а не для оправдания убийств и прочих преступлений.

Поиск действующего лица.

Проблема виноватых – это ещё и вопрос о «действующих лицах». Если «действующих лиц» нет, то автоматически нет и «виноватых». Рассмотрим это утверждение на конкретном примере: родился младенец, у него уже есть определённый набор наследственных качеств, далёких от совершенства. Но разве он несёт ответственность за этот набор? Разве он его запрашивал, разве выбирал его? Очевидно, что нет. Пока он даже не знает, что он существует. Даже информация, что он есть, будет получена им из «вторых рук».

Можно ли перенести ответственность за этот выбор на родителей? Очевидно, что нельзя, потому что с ними была та же история, они также унаследовали свои качества от родителей, а те, в свою очередь, от своих, а те – от своих, а те – от своих, а те – от своих, а те – от своих, и через пару строк мы потеряемся в глубине веков. Итак, наследственные качества не запрашиваются и не выбираются. Можно сказать, что вся Вселенная поучаствовала в каждом конкретном наборе генетических качеств.

Теперь рассмотрим социальное окружение нашего младенца. Сначала его воспитывают родители (а то и случайные люди), они передают ему навыки и знания, которыми обладают сами. Может ли ребёнок выбирать получаемую информацию на этой стадии? Очевидно, что нет, и к пяти-семи годам он обладает набором психосоматических качеств, которые не выбирал и не запрашивал. Могли ли его родители сделать лучший выбор для своего чада? Нет, их история тоже была без выбора. Не забывайте, что кроме родителей на малыша оказывали влияние бабушки, дедушки, прочие родственники, книжки, театры, телевидение, друзья, воспитатели, соседи, знакомые по улице и многие-многие другие, включая вещи и окружающую природу.

Теперь честно ответьте: что на самом деле орудует через этого ребёнка? Орудует набор случайных качеств, которые он получил без выбора и без запроса, работает информация, которая собралась в его теле и памяти, и в которой поучаствовала вся Вселенная.

Вам не очевидно насчёт всей Вселенной? Тогда посмотрите на тех, кто оказал воздействие на этого ребёнка: каждый из них сам оказался результатом воздействия на него других, а те, в свою очередь, результатом воздействия других, а те – других других, и мы опять теряем «ответственных» в глубине веков. Вся Вселенная, начиная с Большого Взрыва, поучаствовала в каждом конкретном случае.

Дальше ребёнок ещё больше набирает воздействующие на него информационные связи, теперь он уже школьник, появляется иллюзия, что он может самостоятельно делать выбор: с кем дружить, во что играть, что читать, смотреть, слушать, запоминать и так далее. Но так ли это на самом деле, он ли это выбирает, или «его выбор» обусловлен накопившейся «базой данных», которая, как выяснилось, является продуктом целой Вселенной? Где тут свобода выбора? Откуда взяться чьей-то ответственности, чьим-то заслугам, чьей-то вине?

Жизнь ребёнка продолжается, его «база данных» ежеминутно пополняется и модифицируется новой информацией. Все его поступки, эмоции, предпочтения, неприязни, желания и мысли обусловлены содержанием этой «базы данных», которую он не запрашивал и не выбирал. Просто увидьте это! И когда в следующий раз к вам придёт мысль: «Я бы никогда не стал таким козлом, как...», подумайте: кого вы, фактически, обвиняете? В каждом случае, когда вы кого-то обвиняете, вы обвиняете всю Вселенную! В каждом случае, без исключения! Как бы вы ни хотели найти виноватого, его нет. Только ваша невнимательность заставляет вас думать, что сосед (начальник, полицейский) – сволочь.

Это очень хорошая новость, потому что и вы ни в чём не виноваты, ни в одном из своих поступков, грехов, мыслей. В каждом «вашем» случае поучаствовала вся Вселенная, каждый случай – это микроотражение всей Вселенной. Поэтому, даже если вы сейчас что-то не понимаете или с чем-то не согласны, это тоже не может быть поставлено вам в вину. Даже ваше непонимание обусловлено не вашим выбором, а набором безконечных обстоятельств, в котором поучаствовала вся Вселенная! Можно сказать, что это её реакция.

В каждом случае действует тот набор информации, который спонтанно собрала вся Вселенная; в каждом событии, в каждой травинке участвует вся Вселенная! Из этой «точки» понимания вы можете увидеть, что «действующие лица» вообще отсутствуют: если ничто из того, что вы считали «своим», не является вашим – ни тело, ни чувства, ни эмоции, ни даже мысли, то кто тогда вы? Вы – незатрагиваемый свидетель!

Если вы не только прочитаете, но и многократно самостоятельно проведёте аналогичное исследование, с вас свалится огромный «камень» боли. Вы почувствуете вкус свободы! Практика такого исследования очень важна, к ней нельзя относиться поверхностно, и выводы, которые вытекают из неё, должны стать вашим убеждением.

Практикуйте «поиск ответственного» или «поиск действующего лица» каждый раз, когда вы на кого-то обиделись. Не ограничивайтесь только концовкой об участии всей Вселенной, иначе это не сработает для вас.

Исследуйте тщательнее, чем было описано здесь (невозможно описать всю эту тонкую практику текстом), исследуйте до всех возможных подробностей, не жалейте на это время, и вы не пожалеете о результатах! Доведите практику до такого автоматического видения, чтобы у вас даже мысль о чьей-то вине (ответственности) не смогла возникнуть. Тогда это видение (понимание) само приведёт вас в состояние «незатрагиваемого свидетеля». Понимание, что нет ответственных, само распространится на вас, вы осознаете, что «ваши» мысли – не ваши!

Даже мысли о том, что в каждой мысли поучаствовала вся Вселенная – не ваши (и не мои). Это видение спонтанно превращает вас в стороннего наблюдателя, «незатрагиваемого свидетеля», о котором говорил Нисаргадатта Махарадж! И тогда вам станет понятна фраза Раманы Махарши: «Предоставь телу и чувствам безпрепятственно играть свои роли без твоего вмешательства».

На самом деле вам ничего не придётся предоставлять, потому что вы никогда ничего не делали, ваше понимание само осуществит это. Конечно, это ещё будет двойственность, но состояние «незатрагиваемого свидетеля» – это продвинутое состояние, и от него остаётся всего один шаг. Он может произойти спонтанно, если вы стабилизируетесь в этом состоянии.

Когда вы увидите, что «ваши» мысли на самом деле – не ваши, вы автоматически потеряете к ним интерес и больше не будете верить им, просто не сможете! Вы как бы окажетесь в вакууме от мыслей, и только последняя идея «Я есть» всё ещё останется с вами. Это и будет пребыванием в чистом «Я есть» – состоянии «незатрагиваемого свидетеля».

Никаким усилием воли вы не можете воспитать в себе «незатрагиваемого свидетеля», никакие «будильники» не помогут вам помнить себя «чистым наблюдателем», вы будете продолжать вовлекаться в мысли, потому что вы считаете их своими. Только когда вы доподлинно увидите, что это – не ваши мысли, что вам их «подсунули», вы не только потеряете к ним интерес, но и вообще не сможете им верить, у них не будет энергии!

Последним шагом будет спонтанное видение, что «незатрагиваемый свидетель» (чистое «Я есть») – это тоже концепция. Это случится само, когда «я»-идея потеряет ментальные ориентиры, потому что ничего «вашего» тут нет! Остаётся чистое свидетельствование, точнее, самосвидетельствование. Не свидетельствование вас, а свидетельствование свидетельствования или осознание осознания.

Не отождествляйте «себя» ни с чем, не давайте «себе» никаких определений, не присваивайте «себе» никаких достижений, никаких промахов, никаких качеств вообще, и «вы» исчезнете, как аромат цветка в воздухе. Это и будет ваше истинное лицо до рождения.

«Каким было ваше лицо до рождения?», — это очень известный коан. Читайте: каким был ваш образ до рождения? Не было никакого образа! Все образы относятся не к «вам», это образы всей Вселенной, не «ваши». Ваше истинное лицо, точнее сказать, лицо Реальности — это «ваше» отсутствие. Здесь нет никакого «себя», в реальности всё слито, нельзя различить «себя» от «не себя». Когда эго теряет ориентиры, оно сливается со всем остальным, и все различия исчезают.

О мнениях.

В: Мнения есть, но нет того, кто их будет отстаивать, так как для того, чтобы что-то отстаивать, требуется основа – вера в то, что это может быть только так и не иначе! Но мир реален и нереален одновременно, как можно в этом случае иметь незыблемое мнение?

«Своё мнение» может сохранять границы личного пространства, может поддерживать статус, иерархию и т.д. Но оно всегда укрепляет веру в иллюзорную личность, потому что это именно Моё мнение и Моя вера в реальность происходящего.

О: Рассмотрим ваш вопрос на примере быта, общения со знакомыми, сослуживцами, соседями. «Мёртвая» философия вам не поможет.

Да, вы можете понимать про «границы личного пространства», но вам нужны мудрые отношения с теми, кто вас окружает. Мудрые – не в смысле менторские, но основанные на понимании человека, который есть сами обстоятельства, причём никем не выбираемые. Фактически, в человеке нет никакого человека, есть обстоятельства, которые к тому же все время меняются.

Злиться на человека – то же самое, что злиться на упавшую ветку: кто виноват – ветер, дерево, ворона, сухое лето? У каждого события безконечное число причин, в каждом событии участвует вся Вселенная. Даже ваша якобы необоснованная злость на кого-то обусловлена миллионами причин. Но понимание её снимает, злость и обида растворяются.

В: Самое сложное – ужиться с мнениями мужа.

О: Нужно свои мнения «опустить в цене», уравнять их в цене с мнениями мужа.

Это не значит, что ты должна делать всё, что ему взбредёт в голову, это означает, что в тебе просыпается понимание, что разница в ваших мнениях обусловлена многими причинами, можно сказать, всей Вселенной. Они не могли быть другими!

Это понимание примиряет, и спонтанно рождаются компромиссы. Это проявление мудрости в быту, в самой обычной жизни. Здесь мудрость проявляется как сострадание и не только к мужу, но и к себе.

Вы в одинаковых условиях, точнее, в одинаковой обусловленности. Мы все находимся в обусловленности, каждый – в своей, но одинаково ограниченной. Вне обусловленности нас нет, мы как люди – сама обусловленность. Это понимание «отпускает» мятеж. Если понимание работает, «отпускание» происходит на уровне ощущений, мятежность уходит, а основная причина страданий – это мятеж ума, неприятие, противостояние, чувство несправедливости.

В: Напоминаю себе каким-нибудь примером, который показывает несостоятельность любого мнения. Например, вернувшийся с войны человек для своей семьи – ветеран, герой, а для многих других семей он – убийца.

О: Напоминайте себе, что человек – это только сами обстоятельства, внутри тела нет никого. Сможете ли вы обижаться на обстоятельства? Не сможете, это смешно. Обижаются только на действующее лицо, которое совершило тот или иной поступок. А его нет, поступок «совершают» сами обстоятельства. Последним придёт понимание, что и внутри «вашего» тела нет никого.

В: Не принимать близко к сердцу – самое главное, а что дальше – зависит от обстоятельств. В основе гадкого поступка могут быть благородные мотивы, а может и болезнь мозга.

О: Твоё высказывание подразумевает действующее лицо. Только на совершившего поступок может возникнуть обида или что-то подобное «по обстоятельствам».

А если нет действующего лица, если нет виноватого? Будешь ли ты обижаться на ветер, сорвавший дорогие очки? Нет, ты будешь искать другого виноватого, хотя бы даже себя. Понимание, что внутри «виноватого» нет никого, кроме самих обстоятельств, гасит негативные эмоции, обиду, чувство несправедливости.

Освобождение ума от ложного знания подразумевает освобождение от идеи, что есть действующие лица. Вы думаете, что где-то внутри вас сидит эго, которое нужно удалить, и с вами всё станет хорошо, но эго – это и есть ложное представление о действующих лицах.

Действия происходят, обстоятельства происходят, практика происходит, но нет действующих лиц. «Действующее лицо» само является действием. Нет никаких реальных деятелей. Понимание освобождает ум от ложного.

Нисаргадатта Махарадж: «Никакие усилия не приведут вас туда, только ясность понимания. Проследите своё непонимание до корней и отбросьте его, вот и всё».

Все мнения правильны «со своей колокольни», но дело в том, что «колокольни» есть, «звон» есть, а «звонарей» нет! Как только это увидено, так «чистое или нечистое – какая разница?». Некому бодаться «звонами» (мнениями).

При всех обстоятельствах, которые предшествовали и сопровождали «вашу» личность, других мнений и быть не могло. Это справедливо по отношению ко всем «личностным» мнениям.

Поймите так, что это не ваши мнения, у мнений нет хозяев. Есть различные обстоятельства, порождающие различные мнения, безконечное разнообразие мнений. Нет участников обстоятельств, нет хозяев у мнений, вы не имеете к этому никакого отношения.

В: Нет правильных или неправильных мнений, они просто есть такие, какие есть. Каждое мнение подкреплено жизненным опытом человека и средой, в которой он вырос и живёт. Каждый имеет свою точку зрения, пусть даже прямо противоположную моей, и имеет на это право также, как и я на свою.

О: Сказано хорошо, но не точно: мнения, действительно, такие, какие они есть. Но они все ложные! Ни для одного нет исключения! Потому что все они вышли из первичной концепции «Я есть», а реальность запредельна этой концепции. Про неё нельзя сказать «есть» и нельзя сказать «нет». К реальности неприменимы понятия «существования» и «несуществования».

Падмасамбхава: «Если это сверкающее осознание, которое называют умом, рассматривать как сущее, то оно не существует. Если рассмотреть как источник, то сансара и нирвана, и все разнообразие блаженства и страдания возникли из него».

А если все мнения ложные, значит и цена у них одна, они равноценны. Это не означает, что есть истинное мнение судьи или адвоката, их мнения стоят столько же. Все мнения мира одинаковы в цене, без исключения. Нет арбитра, есть безличный закон причин и следствий.

В: К своим мнениям стараюсь относиться не слишком серьёзно; если чувствую, что мнение вызывает эмоции или желание отстоять его, специально вспоминаю, что моё мнение ничего не стоит, как, собственно, и чужое.

О: К любому своему мнению нужно относиться как к ложному. Всё, что вы знаете – ложно. Истинного вы можете сказать только то, что вы ничего не знаете.

По необходимости вы пользуетесь ложным знанием, но не считаете его истиной, поэтому не держитесь за него, не мусолите его в уме, не решаете проблемы мира, не обсуждаете поведение соседей и сослуживцев, не противостоите мнениям других. Ваше мнение стоит не дороже мнений других. Мятеж ума постепенно стихнет.

Оставьте в покое мнения, ищите их хозяина! Кто говорит: «У меня такое мнение»? Ищите говорящего, и в поиске вы исчезнете.



Комментарии (0)
avatar