Признаком безпомощности является желание, чтобы с тобой считались. Проявляется оно уже в детском возрасте. Ребёнок, который в полный голос выражает своё недовольство сразу же, как что-то ему не нравится, становится всё более агрессивным, если родители стремятся быть хорошими и сбиваются с ног, исполняя любую его прихоть. Либо заставляют это делать кого-то другого.
Безпомощность не понимает шуток. Чем она больше, тем больше и не желает их понимать. Бывает, что окружающие смеются, тогда как ребёнок начинает плакать. Вместе с тем он провоцирует в людях желание его подразнить.
Подтрунивание заставляет смеяться. Если домашние ходят на цыпочках, лишь бы не нарушить мира в семье, то люди посторонние, и особенно дети, автоматически принимаются такого ребёнка вышучивать, подкалывать, дразнить. Безпомощный ребёнок реагирует на это хныканьем и пищанием, что ещё больше подливает масла в огонь. От ощущения полнейшей безпомощности его охватывает такая ярость, что он застывает на месте и не знает, что ему делать. Его глаза полыхают огнём, ноздри раздуваются от гнева. В следующую секунду он бьёт ближнего кулаком и кричит: «Ты плохой!» Если присутствующих это смешит, он идёт и даст тумака тому, кто младше его и кто вообще здесь ни при чём. Слеза более слабого и ликование более сильного соразмерны друг другу.
Наилучшее средство заставить людей считаться с собой — это пристыжевание.
СИЛЬНЕЕ ВСЕГО ПРИСТЫЖАЕТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ.
Итак, пристыжение есть орудие безпомощности. Безпомощность ребёнка перед теми, кто сильнее его, рождает в нём отчаяние, и он начинает протестовать. Испуганный протест остаётся у ребёнка внутри и приводит к аллергии. Злобный протест выплёскивается наружу, из-за чего к ребёнку приклеивается ярлык плохого ребенка, и родителям за него делается стыдно. Так автоматически срабатывает инстинкт самозащиты. Умные родители отвечают ребёнку тем же, хотя они уже в таком возрасте, когда положено обдумывать и осознавать свои поступки. Родитель, который говорит ребёнку: «Сейчас пойду и позову детей со двора, пусть увидят твои капризы», фактически говорит, что он не может справиться с ребёнком. Будучи сильным, он не умеет общаться с тем, кто слабее. Зовёт на подмогу всю округу, чтобы та расправилась с его ребёнком. Если округа так и делает, она же оказывается во всём виноватой.
В следующую минуту ребёнок поступает точно так же — идёт и расправляется с тем, кто не имеет возможности себя защитить. Вероятно, Вам доводилось видеть, как ребёнок с наслаждением отрывает у букашек ножки с крыльями, таскает кошку за хвост, с удовольствием мучает собаку, которой некуда спрятаться, поскольку она находится в комнате или сидит на цепи. На самом деле ребёнок любит эту собаку, и собака любит его. Когда нет повода для стыда, они прекрасно ладят друг с другом. Если собака обороняется, она же оказывается во всём виновата. Общественное мнение поддерживает себе подобных, а вот у собак общественного мнения нет. Однако стыд у них есть. Скажите своей собаке: «Как тебе не стыдно!» — и Вы увидите, что она сразу же становится тише воды, ниже травы. А в следующую минуту идёт и отмечается на Вашей любимой клумбе. Кучу оставляет там не сама собака, а её инстинктивная месть.
При воспитании ребёнка миролюбивыми средствами в духе миролюбия взрослые непременно прибегают к пристыживанию либо запугиванию стыдом. Безо всякого злого умысла этим пользуются родители, бабушки и дедушки, воспитатели, учителя и весь сводный хор взрослых. Это считается самым надёжным и интеллигентным методом воздействия, и так оно и есть. Если эгоизм не даёт забыть взрослому, как это было больно, когда его в детстве стыдили из-за любого пустяка, то он с большим рвением принимается пристыживать своего ребёнка либо ученика, ведь если я, проказник, вырос благодаря пристыжению толковым человеком, почему бы и этому озорнику не вырасти таким же.
Чем большее удовлетворение испытывают родители, одержав над ребёнком победу, тем большее удовлетворение испытывает ребёнок, одержав победу над более слабым. Сколь велико поражение победителей, выясняется, быть может, лишь спустя многие годы. Чем позже выясняется, тем родителям удобнее отрицать свою ошибку без зазрения совести.
Одним из весьма тревожных признаков того, что в ребёнке сидит непомерно большая безпомощность, перерастание которой в мстительность — лишь вопрос времени, служит истошный детский крик и равновеликая боязнь услышать громкий окрик от взрослых. Такой же ослиный рёв испускают либо готовы испустить родители ребёнка. Осел символизирует послушного работягу, чья послушность в порядке самозащиты превращается в полное неповиновение, если ему делается тошно от постоянных понуканий. Если у такого ребёнка происходят также кровотечения из носа, это значит, что ребёнок подвержен вспышкам злобы и обидчивости, к чему следует отнестись серьезно.
Иногда меня спрашивают, отчего ребёнок боится включенного пылесоса, стиральной машины, миксера, электрической дрели, фена и не боится, когда аппарат выключен. Матери замечают, что ребёнок от страха делается словно ненормальным — убегает в другую комнату и захлопывает дверь, набрасывается, как ненормальный, на еду, клянчит конфеты и набивает ими полный рот. Что это значит? А то, что его мать, а возможно, и отец, безумно боятся и ненавидят духовный террор, манипулирование человеческим сознанием, самой страшной формой которого является устрашение стыдом. Ребенок испытывает такой же страх. Чужой ум подобен сверлу, которое высверливает дырку в мозгах у того, кто глупее, чтобы заполнить отверстие своим собственным умом. Кто сильнее, тот со страху объедается до ожирения, кто слабее, у того просто путаются мозги. В этом отношении дети не отличаются от взрослых.
Для уравновешивания детской безпомощности и жажды мести родителям нужно освободить свое чувство долга, безпомощность, стыд и жажду мести, желание быть выше данной проблемы. Зачастую эти стрессы настолько затенены рьяной предприимчивостью, что человек съехал бы от удивления со стула, если ближний, которому он доверяет, сказал бы ему, что эти стрессы у него есть. Подобная безпомощность взрослых находит выражение в таких фразах, как «рука руку моет», «ты — мне, я — тебе», «как вы ко мне, так и я к вам». Человек с такими представлениями, возможно, гордится тем, что не притесняет ближнего. Ему и в голову не приходит переиначить эти фразы — прочесть их с конца: «я — тебе, ты — мне», «как я к вам, так и вы ко мне».
Научитесь спрашивать у себя, если желаете ребёнка перевоспитать: «Нужно ли это?» Если ребёнок чего-то хочет, задайте и ему этот вопрос: «Тебе это нужно?» Вот увидите — ребёнок задумается. Если что-то случилось, задайтесь вопросом: «Зачем это мне было нужно?» Если что-то случилось у ребёнка, спросите и у него тоже: «Зачем это было нужно?» Поверьте, и в этом Вы сможете убедиться сами, что однажды ребёнок окажется настолько свободным от своих страхов и безпомощности, что скажет, зачем это было нужно. Вспомните прошлое и простите себя за то, что не сумели этого сделать в ту пору. Не забудьте простить себя за собственное неумение.