Постоянное присутствие людей усиливает страх оказаться в одиночестве. Ребёнку необходимо спать в собственной постели, засыпать в положенное время без посторонних и самостоятельно просыпаться. Убаюкивать ребёнка на руках можно лишь в исключительных случаях. Спокойный рассказ на сон грядущий, в котором сон представляется ребёнку другом, созвучен детской душе с первых же дней жизни, если во время беременности мать читала сказки. Особенно если она читала их как себе, так и своему ещё не родившемуся ребёнку. Когда ребёнка кладут спать, а он принимается вопить во всю глотку, прогоняя остатки сна, это говорит о том, что малыш боится оставаться один.
Родительский страх перед одиночеством передаётся ребёнку. Малыш, который постоянно держится за материнский подол, уже требует общества. Мать боится, что ребёнку страшно, и возникает заколдованный круг страхов. Мать боится, что ребёнок боится, и ребёнок боится, что мать боится. Какая ужасающая мешанина страхов!
Высвободите также и желание нравиться званием хорошего родителя, который заботится о своём ребёнке, заранее предусматривает все опасности, никогда не оставляет ребёнка одного или на попечение второго родителя. Испуганный родитель, видящий в мире только плохое, прививает ребёнку враждебное отношение к миру. Такой ребёнок будет считать, что это не он сам упал на камень, а камень ударил его в лицо. Мелкие неприятности вынуждают родителей усилить меры безопасности, однако жизнь велит человеку интересоваться жизнью. Что одержит верх? Когда как. Вначале одно, потом другое.
Чем сильнее власть родительских благих желаний, тем в большей степени ребёнок вырастает инфантильным, наивным, неприспособленным к жизни человеком, который перестаёт жить, исходя из собственных потребностей, и живёт, считаясь лишь с родительскими желаниями.
Кто в мыслях либо на словах говорит: мне нужно вырастить своего ребёнка человеком, тот наставляет ребёнка.
Кто в мыслях либо на словах говорит: я хочу сделать из ребёнка человека, тот ребёнка воспитывает.
Личность принято воспитывать на основе примеров, авторитетов, идеалов, причём упор делается на их выдающиеся достижения. Воспитывающий ни на секунду не задумывается над вопросом: «А человек ли вообще тот, кто является образцом для подражания?» В стремлении к совершенству достигаются внешней блеск, богатство, слава, известность, то есть знание, что я лучше других. Какая радость! Но когда-нибудь появляется ощущение, что это не так. Хоть я и лучше других, но меня не считают человеком, тогда как я желаю им быть. С этой минуты начинается самовоспитание, чтобы стать человеком.
Опять-таки происходит подражание примерам, покуда не наступают разочарование и апатия.
Быть самим собой — до этого додумываются немногие.
Оставаться самим собой, не идя па поводу у большинства, — на это мало кто осмеливается.
Родители, ощущающие себя задетыми этими речами, а значит, ощущающие себя виноватыми, с раздражением спрашивают: «Что же, теперь уже и приказывать ребёнку нельзя?» Почему же, можно. Иногда просто необходимо. Иногда не нужно. Иногда нельзя. Нужно знать, как обходиться с ребёнком. Когда вы высвободите свои стрессы, вы узнаете себя получше и почувствуете, как вести себя в данный момент. Чувство такта подскажет.
Если вы стараетесь воспитывать ребёнка, опираясь на знания из области психологии, то впоследствии не обвиняйте ребёнка ни в чём. Знания — вещь хорошая, но если они не работают на практике, то только вредят. Лишь внутреннее чувство может подсказать, что для вас в данный момент хорошо, а что плохо. Но если ваши чувства подчинены знаниям, чувства отсутствуют. Вы ничего не ощущаете. В этом случае у вас место совести заменяют знания.
Личность — это кто? Личность — это человек, открытый для жизни, который с достоинством шагает по добровольно избранной дороге своей судьбы, не отвлекаясь ни на кого и ни на что. Истинных, сформировавшихся, полноценных личностей на свете единицы, и они не бросаются в глаза. В основном они живут отшельниками, дабы не тревожить хороших людей фактом своего существования. Преклоняющиеся перед личностями люди путают их с теми сильными и могучими, которым всё нипочём и которые делают всё, что им вздумается, лишь бы доказать, что они являются личностями. Напомню: доказывают то, чего нет.
Более всего губят ребёнка как личность те родители, которые, стремясь воспитать из ребёнка личность, ради добра воздействуют на него добром, но никогда не задаются вопросом, нужно ли ребёнку то, чего желают они. Проявляющие полное согласие в мнениях, действиях родители напоминают садовода-любителя, который, выращивая свою морковь, каждый день дёргает её за хвостик, чтобы росла быстрее, покуда однажды не вырвет с корнем либо обнаружит, что растение неизвестно от чего завяло. Дитя погибло, не выдержав подобного выращивания.
Не ладящие между собой родители, считающие себя хорошими и непогрешимыми, желают воспитать ребёнка лучше, чем воспитаны чужие дети. Взращивая свою морковку, один дёргает ботву в одну сторону, другой — в другую. Как поступают родители, точно так же поступает и весь остальной мир, и ребёнка до конца его дней будут дёргать и теребить окружающие, каждый в своих интересах. Причём- все будут им ещё и недовольны. Пока он не обретёт себя, людское недовольство вполне оправдано.
Воспитание—это приобщение ребёнка в меру возможностей ко всему тому, что представляется благом, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребности. В целом сюда относятся культурные, духовные и материальные ценности, начиная с мелочей и заканчивая красивыми и баснословно дорогими вещами.
Родители, желающие добра, испытывают счастье, когда ребёнок всё это принимает и бросается отрабатывать родительские дары. Так велит чувство благодарности. Чем больше его за это хвалят, тем он счастливее. Рано или поздно идиллия заканчивается для всех, так как для каждого человека когда-нибудь наступает пора, когда ему необходимо самоутвердиться.
Чем больше ребёнка приобщают только к хорошему и чем лучше ему живётся, тем яснее выявляется, что думающей собственной головой личности нет и в помине. Она истреблена. Осталась лишь оборотная сторона личности — манипулируемая гордыня. Любому постороннему ясно, что дурака стоит лишь похвалить, как он уже землю рыть готов, тогда как любящие родители по-прежнему слепы. Это продолжается до тех пор, пока жизнь не раскрывает им глаза на горькую правду. Оказывается, ребёнок не способен делать выбор, то есть принимать решения самостоятельно.
Такие разные родители.
Есть два типа родителей:
I. Смелые родители.
II. Испуганные родители те, кто
1) детей не воспитывает;
2) детей воспитывает;
А) родители, которые вынуждают детей жить родительской жизнью;
Б) родители, которые хотят прожить жизнь детей за них.
Не хотелось бы останавливаться на смелых, то есть уравновешенных родителях, так как они доверяют себе и ребёнку, и потому проблемы у них мимолётные и легко разрешимые. Они разрешают маленькие проблемы и тем самым избавляют себя от больших. Они не боятся признаваться детям в своих ошибках, а дети не боятся делиться с родителями своими проблемами. Сообща они находят лучший выход из создавшейся ситуации. Увы, таких родителей становится всё меньше.
Испуганные родители не доверяют себе — как же они тогда могут доверять ребёнку? Ребёнок вскоре осознаёт, что обращаться к родителям по серьёзному делу не имеет смысла, так как в лучшем случае те лишь нагонят лишнего страха и начнут причитать, а в худшем — начнут поливать отборной бранью и, припомнив былые промашки, станут уличать во всех смертных грехах. От крохотной искорки взорвётся бочка с порохом. Таких родителей, к сожалению, становится всё больше. О них и поведём речь.
А). Родителям, которые вынуждают детей жить родительской жизнью, и в голову не приходит, что если они зачинают ребёнка как продолжателя своего дела или наследника состояния, то это всё равно, что затащить ребёнка на свою лестницу жизни и заставлять его идти по ней ради материальных ценностей.
Протестующую совесть ребёнка часто призывают к порядку словами: «Из-за твоего рождения я бросил/а учёбу или не смогла учиться дальше..Из-за тебя мне пришлось похоронить свои мечты!» Так оправдывают собственную леность и бездействие. Так из-за чувства вины ребёнок превращается в покорного из вынужденной благодарности исполнителя родительских приказаний.
Общеизвестно, что доброе слово побеждает вражеское войско, и поэтому родители, желающие оставаться хорошими, стараются подкупить ребёнка, чтобы тот плясал под их дудку. Если будешь хорошим, то получишь конфету, куплю тебе игрушку, получишь то, что хочешь. В результате ребёнок приобретает всё большую власть над родителями, которые хотели хитростью завоевать власть над ним.
Б). Если родители, которые хотят прожить жизнь за своего ребёнка, являются интеллигентными людьми либо односторонне идеализируют духовные ценности и значение разума, то они сосредоточивают свои силы на воспитании из ребёнка умного, интеллигентного, уравновешенного и выдающегося человека.
Испуганные люди начинают непременно спешить с реализацией своей мечты и перебарщивать в своих благих намерениях. Вместо того чтобы малыш сам застегивал пуговицы и завязывал шнурки и тем самым развивал ловкость пальцев, родители бросаются ему на помощь, сберегая пальчики для будущей важной тонкой работы. Например, для того чтобы ребёнок стал великим пианистом.
К сожалению, ребёнок не оправдывает надежд своих родителей, потому что родители не понимают, что ловкость пальцев, развиваемая несложными упражнениями, развивает в то же время мозг. А если мозг не может развиваться, то человеку придётся делать ручную работу, покуда мозг не разовьётся благодаря движению. И вместо того чтобы стать знаменитым дирижёром, ребёнку придётся с горечью в душе довольствоваться ролью второразрядного музыканта. Родители не понимают, что можно быть счастливым и будучи обыкновенным музыкантом, если инструмент оживает в руках. Дирижёров (руководителей вообще) требуется меньше, чем музыкантов (квалифицированных работников).
Ребёнок подрастает, и чрезмерно заботливые родители навязывают свою помощь прежде, чем у ребёнка возникает в этом необходимость. Совершенно естественно, что родители уже умеют делать то, чего ребёнок ещё не умеет. Родители делают всё за ребёнка, думают за ребёнка и не понимают, что лишают его свободы выбора. Они не дают развиться умению распознавать хорошее и плохое. «Пойдёшь в хорошую школу, выберешь для себя полезное хобби, подружишься с детьми из хорошей семьи...» и т.д. А хорошо ли это для ребёнка? И однажды родительские способности и возможности доходят до предела...
Жить за другого нельзя никому. В этом случае ребёнок подобен выпавшему из гнезда неоперившемуся птенцу. На ногах не стоит, о крыльях и говорить не приходится — шмяк клювом в землю, униженный и несчастный. То время, когда он должен был научиться ходить на первых ступенях своей жизненной лестницы, миновало. За него это сделали любящие родители. Сами того не подозревая, они забрались на лестницу ребёнка, желая прожить жизнь за него. Делали они это во имя добра. Рухнула голубая мечта родителей. Ребёнок оказался неприспособленным к жизни. Чересчур хорошие родители обычно продолжают совершать ту же ошибку и, когда ребёнок становится взрослым. Теперь они ломают ему семейную жизнь.
Дорогие родители! Пробовали ли вы дышать в комнате без воздуха? Попробуйте. Тогда, вероятно, поймёте, что такое кажущаяся свобода.