О
самообмане.
Чем лучше
человек хочет стать, тем чаще прислушивается к чужим желаниям и тем медленней
развивает свой мозговой потенциал. Если он желает выжить, за него это
приходится делать другим. В итоге человек страдает как физически, так и
духовно. В данной главе речь пойдёт о двух причинах страданий - наивности и
эгоизме.
У
наивности и эгоизма общий знаменатель - самообман.
Человек,
обманывающий других, не обрекает себя из-за этого на какие-либо страдания. Как
так? Ведь он поступает дурно. Так-то оно так, но не всё же время. Поскольку всё относительно, иная ложь бывает во благо. Если ложь является силой,
приводящей жизнь в движение, такая ложь крайне необходима.
Жизнь -
это движение. Застой - смерть. Люди, которые имеют принципиальную целенаправленную точку зрения,
топчутся на месте. Вместо того чтобы двигаться к цели, они хотят приблизить
цель к себе. А так как жизнь движется только в одном направлении - вперёд,
люди, разрушая цель, губят также самих себя. Развивая материальную
деятельность, они не догадываются о том, что на самом деле, то есть в духовном
плане, они топчутся на месте. Если топчущийся на месте человек ещё не
окончательно утратил вкус к жизни, то непременно появляется некий лгун либо вор
с тем, чтобы жизнь закипела, словно в разворошённом муравейнике. Жизнь опять
бьёт ключом. Своей неправдой лжец сделал не просто благое дело, а очень благое.
Человек,
который обманывает себя, сам этого не понимает. Зато понимают другие. Одни удивляются
тому, как такой наивный человек вообще способен жить. Другие недоумевают - как
только земля носит такого эгоиста? Хотя и те и другие в ближнем видят себя, все
они по-своему правы.
В
эстонском языке бытует выражение: дурака и в церкви побьют. А в кабаке-то уж
точно. Иначе говоря, человек наивный, далёкий от жизни учится и развивается
через страдания. Тот житейский урок, ради которого он рождается на свет, должен
быть им усвоен. Если он не выучивается на малых страданиях, на него
обрушиваются всё более тяжкие, покуда урок не будет им усвоен. А если помешает
смерть, учёба продолжится в следующей жизни. Причем причиной страданий
человека, то есть причиной выпавших на его долю испытаний, всегда является
эгоизм - цепляние за свои права. Прежде всего это, естественно, его собственный
эгоизм, который пробуждает эгоизм окружающих.
На свете
немного таких, которые были бы абсолютно наивными и абсолютно эгоистичными.
Отчего же мы бываем то ребячливыми эгоистами, то эгоистичными детьми, которые
сами не понимают, что им надо или что они творят?
СТРАДАНИЯ
УМЕРЩВЛЯЮТ ЧУВСТВА. Каким образом? Знаете ли вы, что такое болевой шок и как он
воздействует? Это настолько сильная боль, что человек теряет от неё сознание. А
теперь представьте себе, что мы берём эту сильнейшую боль и растягиваем её, как
гармошку, на длину всей жизни. Боль остаётся той же, но меняется фактор
времени. Потерял бы человек сознание от такой боли? Не потерял бы, верно?
Человек, сам того не замечая, постепенно утрачивает восприимчивость к боли. Он
лишается не сознания, а способности воспринимать, способности осознавать.
Так воздействуют любые страдания.
Наибольшие
страдания причиняет война. Одних она убивает физически, других - духовно, вернувшимся с войны бойцам требуется немало времени, прежде чем они вновь
начинают ощущать себя людьми. Да и то происходит это не со всеми. От малейшего
воспоминания нарушается душевное равновесие, поскольку они не умеют, не могут,
не желают прощать. В ещё худшем положении находятся профессиональные
разведчики, агенты мирного времени (эпохи холодной войны), а также дипломаты, потому что, если они выходят из себя, то утрачивают профессиональную пригодность.
Наиболее масштабную разрушительную работу производит с человеком холодная
война, именуемая супружеской жизнью. Постоянная борьба за лидерство в семье
убивает чувства и способности, лишает человечности.
ВЛАСТЬ
ГУБИТ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ, то есть потенциал человека к самореализации.
Первейшим губителем личности является не власть государства, а власть
собственных стрессов, которая не позволила бы жить спокойно даже в раю.
СТЫД
УМЕРЩВЛЯЕТ ЧУВСТВА. Подавляемые чувством стыда до летаргического состояния
эмоции продолжают пребывать в теле и при определённой степени концентрации
материализуются в житейские проблемы, а те из-за стыда материализуются, в свою
очередь, в болезни. Прежде мне всё не верилось, что рабы и заключённые способны
на те великие страдания, которые описываются в романах и изображаются на
киноэкране. Теперь же я понимаю, что в сущности всё это - правда. Выпадающие на
их долю страдания делают их безчувственными и равнодушными ко всему живому.
Включая, естественно, их самих. Заключенный не станет накладывать на себя руки,
покуда продолжает испытывать наивное благоговение перед жизнью.
Религиозная
богобоязненность помогает
предотвратить самоубийства, сохраняя жизнь людям, испытывающим величайшие
страдания, только разве это жизнь? Ту же цель преследует вменяемое в
обязанность искупление грехов. Человек, исповедующий подобные взгляды, не может
сам ни жить, ни умереть. Он обязан верить и надеяться, что его спасут. Спаситель,
именуемый Богом, требует только одну плату - невыносимые страдания.
Единственным спасителем в конце концов явится смерть. Вначале человек её страшится, но когда страдания становятся невыносимыми, сам её призывает.
Неудивительно, что люди, протестующие против наивной веры, боготворят смерть.
По крайней мере, смерть не обманет.
От самого
человека, погрязшего в догмах, не зависит ничего. Это находится в противоречии
с внутренним чувством человека, то есть с любовью, то есть с самим человеком.
Ведь человек рождается на свет, чтобы самому прожить свою жизнь, чтобы наладить
свою жизнь, чтобы исправить ошибки, допущенные им в предыдущих жизнях. Будучи
вынужденным перенять догматическое представление о жизни, человек истребляет
любовь, а значит, самого себя. Он рождается на свет, чтобы отдавать, быть
счастливым, а его заставляют ждать милости от "бога", который
находится где-то далеко и знать ничего не знает об этом человеке. Кто не знает
про переживания человека, тот не внемлет его словам, но зато внемлет тем, кто
из корысти выворачивает правду наизнанку.
Из-за всех
этих переживаний вера когда-нибудь да иссякнет, ибо истинная вера являет собой
святое чувство - Любовь. Утрата веры отзывается острой болью в Сердце каждого,
кто когда-либо терял веру в человека. Прирождённый атеист замазывает рану от
утраты веры в Бога всё тем же атеизмом. Поэтому о Боге он вспоминает, лишь
когда все иные средства спасения исчерпаны.
В
каждом из нас живёт потребность по-настоящему верить, надеяться, любить.
Любой
религии свойственно, с одной стороны, наивное представление о жизни,
а с другой, эгоистичное отношение к ней. Это касается и межличностных
отношений, и индивидуальной человеческой психики. Культивируя невежество,
религия умышленно препятствует развитию во времени. Цель эта достигается
разными приёмами. Один из них - отрицание реинкарнации. Если бы человек знал,
что он будет рождаться снова и снова, он стал бы относиться к будущему иначе.
Он сообразил бы, что в будущее лучше идти с лёгким сердцем, и стал бы облегчать
груз своей вины. Проникся бы смыслом следующих слов: помоги себе сам, и Бог
тебя не оставит.
Чем
активнее происходит отрицание реинкарнации, тем сильнее среди людей
попустительские настроения. "Один раз живём", - рассуждает отупевший
от страданий народ, выбирая в качестве своих представителей не скупящихся на
посулы краснобаев, которых интересует только власть. "Один раз
живём", - рассуждают народные представители и берут от жизни всё, что
можно, не задумываясь о том, что отнимают у народа в земном отношении то, чего
лишают себя в духовном отношении. Сами они теряют куда больше, хотя с виду
кажется наоборот. Своим равнодушием народ обрекает представителей власти на
страдания, а те, в свою очередь, обрекают на страдания народ. Множится обоюдное
равнодушие, ибо у людей, томящихся в тисках догм, нет веры в будущее. Кивая
друг на друга, ни одна из сторон не понимает, что приготавливает страдания прежде
всего себе.
Покуда
человек не освободится от судорожных страхов, догм, религии, они будут жить в
его подсознании энергетическими трупами и производить свою разрушительную
работу. Человек даже не будет понимать, что с ним происходит. Его наивный
эгоизм и эгоистичная наивность будут навлекать на него неприятности,
одна хуже другой.
У наивного
человека жизненное кредо следующее: "Ничего не вижу. Ничего не слышу. И
даже не желаю. Так легче жить. Я и сам знаю, что хорошо и что плохо".
А вот
жизненное кредо эгоиста: "Всё я вижу. Всё слышу. Всё испытал на
собственной шкуре, так что не вешайте мне лапшу на уши. Я и сам знаю, что хорошо
и что плохо".
В конечном
счёте наивность и эгоизм судят о мире, о жизни и о людях одинаково. Различие
между ними заключается в следующем.
1.
Наивности свойственна повышенная чувствительность. Эгоизму свойственна
безчувственность.
Наивность
есть в каждом человеке, но не каждый человек наивен. Эгоизм есть в каждом
человеке, но не каждый человек эгоист. Человек управляет своим стрессом до тех пор, пока стресс в нём
умещается. Когда же перестаёт умещаться, то он начинает управлять человеком.
Стресс, переросший человека, даёт человеку оценку, имея в виду только его тело.
Наивный человек перестаёт быть Человеком. В тот миг, когда "эго"
выбивается на первый план, человека нарекают эгоистом. Избавиться от этого
ярлыка весьма непросто.
2.
Наивный человек восторгается всем красивым и хорошим. Эгоист не восторгается
ничем.
Если
сказать наивному человеку, что, дескать, вот он - предмет, который принесёт вам
счастье, и показать ему камушек, амулет либо талисман, освящённую воду или
вино, икону либо какую угодно вещь, как он тут же бросается её добывать. Хоть
из-под земли, но достанет этот камушек, раздобудет любой ценой икону и станет
ей молиться с рассвета до заката. Назови ему святое место или обитель, где
творят чудеса, и он готов умереть, совершая туда паломничество. А если
доберётся до цели, его оттуда ничем не выманишь - так и останется там молиться.
Умерщвляя плоть, человек умерщвляет и чувства. Наступает день, когда он
превращается в эгоиста, который с полнейшим безразличием сокрушает то, к чему
прежде обращал молитвы. Возможно, он так и не поймёт до конца жизни, что
причиной собственных страданий является не кто иной, как он сам.
Означает
ли это, что перечисленные выше предметы не имеют целебных свойств? Нет, не
означает. Кто способен на единение с природой, тому она и раскрывается. Иными
словами, у такого человека вера идёт от любви, и он принимает то, что даёт
природа. Деревенская знахарка, скорее всего, действует неосознанно, знаток
эзотерики - осознанно, а физик-ядерщик, работающий в области народной медицины,
перепроверяет данные на электронном приборе. В современных условиях биополе
возможно измерить.
Всё природное обладает целебным действием, будь то вода, растение, камень, металл
или почва, которые постоянно отдают вовне всё то, что в них есть. Можете не сомневаться.
Но вот что мне хотелось бы подчеркнуть: они не могут прожить за вас жизнь,
не могут вас исцелить. Даже если они освящены. От вас самих зависит,
примете ли вы то, что они дают. Если душа у вас скована страхами, вы станете
ждать, чтобы кто-нибудь насильно навязал вам свою помощь. В этом состоянии
ожидания камень с целебными свойствами - даже если он свалится вам на голову -
помочь вам не сможет. Можете носить камень на теле и истощить его настолько,
что он сам собой рассыплется, но пользы от этого не будет. Немилосердный страх
- а вдруг не поможет? - пересиливает милосердие природы.
То же
может произойти и со словом. Когда человеку плохо, ему хочется услышать доброе
слово. Суровой правды ему не надо, ему подавай красивую ложь. Скажи наивному
человеку красивые слова про любовь, и он уже готов тебя боготворить. Ходит за
тобой по пятам, ловит каждое слово и готов не раздумывая делать всё, что только
придёт в голову его кумиру. Он всё терпит. Терпит, покуда не становится
эгоистом, и тогда расправляется со своим кумиром, как расправились в свое время
с Иисусом Христом. Между святым и жуликом он не проводит различия. Он
отказывается верить тому, что сам является причиной своих страданий.
То же
самое относится ко всевозможным методам духовного исцеления, если человек за
них цепляется. Какими бы восторженными ни были отзывы, ни один метод не
способен решить за человека его житейские проблемы. Он способен лишь помочь на
короткое время.
Восторженность
есть приобщение к духовному. Это нежелание расставаться с иллюзиями.
Чем
сильнее восторженность, тем болезненней происходит крушение иллюзий.
• От отчаяния поражается
пищеварительный тракт.
• От разочарования заболевают
почки.
• От ожесточения заболевает мочевой
пузырь.
• От заболеваний мочевого пузыря
поражаются половые органы.
3.
Наивность причиняет физические
страдания, в том числе болезни.
Эгоизм причиняет душевные страдания -
душевные муки.
Чем
масштабнее наивность и эгоизм, тем сильнее страдания.
Если вы
ищете примеры из жизни, не стоит ходить далеко. Поищите в себе. В каждом из нас
достаточно много наивности и эгоизма. А с нашим преклонением перед интеллектом
эти качества лишь усиливаются, поскольку являются двумя сторонами медали.
Высвобождая одну, мы автоматически высвобождаем и другую. В результате в нас прибавляется
рассудительности. Причём наша рассудительность растёт не в ширину, а в
высоту.
Этому
росту препятствует комплекс неполноценности из-за собственной глупости. Если
родители по привычке считают ребёнка глупым, то есть две возможности. Покорный
ребёнок, который желает быть хорошим, вешает нос и так и остаётся наивным.
Ребёнок с бойцовским характером начинает доказывать, что он не дурак. Он
задирает нос перед каждым дураком, демонстративно выкладывает все свои знания, придумывая недостающее, усмехается в лицо легковерным и считает, что тем самым
доказал, какой он умный. Если это оказывается недостаточным, он принимается
доказывать, что ум - это признак если не дурости, то уж наивности точно. С
точки зрения борьбы за выживание так оно и есть.
Знание,
что меня считают глупым,
автоматически рождает представление, будто умные считают всех дураками.
Человека с комплексом неполноценности это может настолько вывести из себя, что
он и не захочет умнеть. Его единственной целью может стать желание любой ценой
доказать, что глупость умного перевешивает глупость дурака. Любые мало-мальски
умные речи способны привести его в ярость. Таких людей, способных сорваться по
малейшему поводу, становится всё больше, поэтому нужно, чтобы каждый доброхот
высвободил бы наивную веру в добро. В противном случае помогающий помчится
оказывать помощь туда, где в помощи не нуждаются.