email Обратная связь

Познай себя 107

22.11.2024 Категория: Люби себя Просмотров: 1513 Комментариев: 0

                                      Смысл бытия.

В какой-то миг я вдруг осознала, что любовь и любить представляют собой совершенно разные энергии. Я поняла, что нужно проводить чёткое различие между ожиданием как состоянием и ожиданием как процессом, между надеждой как состоянием и надеждой как процессом, между мечтой и мечтанием, между тоской по чему-либо и тоскованием, между верой как состоянием и верой как процессом. В эстонском языке эти парные понятия обозначаются разными, хоть и однокоренными, словами. Понятие процесса выражается отглагольным существительным, что в целом ряде случаев, как мы видели, нехарактерно для русского языка.

Я стала прислушиваться к тому, как эти слова употребляются эстонцами в речи. Оказалось, что они сами не понимают глубинного смысла произносимых ими слов. Говорят одно, а подразумевают другое и не замечают, что вводят в заблуждение и себя, и окружающих. Ранее я обратила внимание на то, что в финском языке отсутствует отглагольное существительное, которое соответствовало бы понятию "стыд". В финском это понятие выражено иным словом, образованным от иной основы. В эстонском же эти понятия выражаются почти одинаково, и эти слова даже как будто взаимозаменяемы, из-за чего мы, эстонцы, постоянно их смешиваем. Язык народа выражает чувства и представления этого народа. Вместе с тем филология развивается как бы особняком. Приведённые в словарях соответствия подчас заключают в себе противоречащие друг другу философские понятия. Можно сказать, что словари являются зеркальным отражением материалистического мировоззрения, исключающего основную духовную сущность жизни. Поэтому словари нужно читать с чувством, как и всякую другую книгу.

Когда я читаю перевод, то сразу ощущаю, если что-то не так. Сопоставляя перевод с оригиналом, я ни в чём не могу упрекнуть переводчика - словари подтверждают правильность перевода. В процессе поиска смысла стрессов я на себе испытала, что если чувство не состыкуется со знаниями, нужно не терять надежды, а докапываться до смысла, пока он не отыщется. Следует осознать, что чувство, которое не даёт покоя, хочет научить тебя чему-то, в чём ты нуждаешься. Нужно попросить, чтобы оно тебя научило.

Любое чувство, знание, мысль, слово или поступок - это живая энергия, которая начинает общаться с тобой, если ты начинаешь общаться с ней. Она - тот же Бог. Фактически Бог общается с тобой не переставая, но ты этого не понимаешь, покуда не вступаешь с ним в контакт.

Не раз я, тяжело вздыхая, цитировала следующие строки из эпоса "Калевипоэг" ("Сын Калева"):

                                Будь на всё моя бы воля,

                          Знал бы, как мне быть, что делать.

И лишь гораздо позже до меня дошёл смысл этих слов: сначала будь, а потом делай. Кого нет, тот не делает. Чаще же бывает так: быть не умеют, а делать, по крайней мере думают, что умеют. Действия эти предпринимаются ради самих действий, чтобы спастись от себя и окружающих. Счастья от этого нет и не будет. Это всё равно, что зарыть, подобно страусу, голову в песок и верить, что это спасёт.

Желая внести ясность в путаницу, то и дело возникающую с понятиями, я обратила вдруг внимание на схожесть повторяющихся моментов. И тогда я поймала себя на мысли, что любовь как состояние и любовь как процесс - понятия, имеющие разный глубинный смысл. Сосредоточившись на них, я поняла, насколько они различаются. Попробуйте и вы! Сосредоточьтесь и повторяйте про себя по нескольку раз слово "любовь" сначала в одном значении, а затем в другом, и сопоставьте ощущения, возникшие в первом и во втором случае.

Чем больше люди спешат, тем лаконичней они говорят и пишут. Спокойные, неторопливые рассуждения расцениваются как пустая трата времени, переливание из пустого в порожнее, философствование. Для обмена информацией достаточно коротенькой реплики, состоящей из нескольких букв, например: "У него СПИД". Оправдание звучит просто: ведь всем известно, что это такое. На деле же всем известно лишь одно: это неизлечимая болезнь. Чтобы люди осознали суть дела, следовало бы построить сообщение примерно так: "У него синдром иммунодефицита - неординарная реакция организма на воздействие внешней среды. Происходит это от того, что человеку не хватает чего-то очень нужного, из-за чего он страдает так сильно, что вынужден умереть". Эти слова, произнесённые спокойным тоном, прозвучат по-новому даже для учёных, давших болезни это название. Ведь в каждом слове таится духовный смысл, который раскрывается постепенно, в соответствии с готовностью ищущего человека. Учёный и тот может внезапно прийти к мысли, что отсутствие любви лекарством не заменишь.

Суть дела затемняется также использованием иностранных слов. Мало кто ощущает значение слова иностранного происхождения. Если в вас сейчас возникло чувство протеста, это знак того, что и вы сами частенько употребляете заимствования, не ощущая их глубинного смысла. Много, слишком много развелось умничающих людей, сыплющих иностранными словами направо и налево, чтобы доказать своё превосходство. Иностранные слова нужно знать, но гораздо важнее их прочувствовать. Обширные познания счастья не приносят. Счастье приносит прочувствование.

Кто боится потревожить спешащих людей, тот попадается на крючок спешки. Это произошло и со мной. На первых порах к любому духовному желанию я прибавляла слово "наивный": наивное ожидание, наивная надежда, наивная тоска по чему-то, наивная вера. Вскоре я ощутила, что точнее было бы сказать: ожидание чего-то от ближних, надежда на ближних, мечты о ближних, тоска по чему-то, что могут дать ближние, вера в ближних. Позже я внесла новые коррективы: наивные ожидание, надежда, мечта, тоска и вера. Так оно красивее, лаконичнее, корректнее. Всё так, но обратили ли вы внимание на то, что понятия утратили своё значение? Хлоп-хлоп-хлоп - захлопали ресницы, когда вы пробежали глазами по словам, и в душе ничего не отозвалось. В угоду корректности пришлось пожертвовать ясностью значения. Так мы поступаем всегда и повсюду. А потом и сами уже ни в чём не можем разобраться.

В спешке мы не только не обращаем внимания на словесное оформление мысли, но и глотаем части слов, в начале ли, в конце ли, не сознавая того, что у каждой буквы есть своя энергия, составляющая слово, которое имеет смысл. Что касается слов в предыдущем абзаце, смысл их в том, чтобы подвигнуть человека к действию. Давай, говорят эти слова. Сделай что-нибудь, а не жди, что кто-то за тебя пошевелится.

                Все слова содержат в себе назидательный смысл,        относящийся к бытию, деяниям и движению вперед.

                                             Будь!

Будь Любовью, но не возгордись от этого. Будь Любовью и люби! Это и есть движение.

Будь Ожиданием, которое если чего и ждёт, то лишь подходящего момента, чтобы двинуться в нужном направлении.

Будь Надеждой, но не надейся, что счастье где-то вдалеке. Ищи его в себе.

Будь Мечтой, но не замыкайся в себе. Осуществи свою мечту.

Будь Тоской, но не тоскуй, ничего не делая, по далекому прекрасному. Шагай ему навстречу.

Буль Верой и верь в себя, но не забывай проверять, истинна ли твоя вера.

                           Будь таким, какой есть!

Будь страхом, если в тебе засел страх, и, вероятно, почувствуешь, что это не совсем ты.

Будь виной, если в тебе сидит чувство вины, и, вероятно, поймёшь, что ошибся в своей оценке.

Будь злобой, если в тебе засела злоба, и, вероятно, почувствуешь, что это лишь груз у тебя на душе.

Всякое известие, сообщённое второпях, исключает постижение сути информации. Если получатель информации настраивается на одну волну с источником информации, он неправильно её понимает и, как правило, страдает. Не страдает только в том случае, если умеет быть самим собой.

                                   Пример из жизни.

Можно сказать, что из-за такой информации я совершенно неожиданно для себя оказалась участником похода по болотистой местности. Хорошо хоть - сообразила обуться в резиновые сапоги, а оделась не по погоде. Собралась на авось - не хотелось отставать от знакомой компании.

На десятой минуте - а нам предстоял пятикилометровый бросок, - словно испытывая меня на прочность, налетел холодный ветер и начался проливной дождь. Так как я очень легко простужаюсь, промокнуть означало заработать верную простуду, а это нарушило бы мои планы на следующую неделю. Мне было важно не заболеть.

Если не умеешь решить проблему, нужно дать проблеме решиться самой. Поскольку же высвободить из себя ситуацию во всеобщей суматохе было трудновато, следовало придумать что-то иное. И я стала думать: для кого дождь - это не плохо? Для кого дождь - хорошо? И сообразила: дождь не считает плохим лишь сам дождь. В этом я была уверена на все сто процентов. Для дождя дождь - это самое естественное состояние. Значит, мне нужно стать дождем.

Я стала говорить себе: я - дождь. Старалась осознанно избегать самовнушения, потому что это - самообман. Мне не мешало знание того, что я не дождь. Я знаю, что в нормальном человеке, как и в Боге, воплощено всё сущее. Дождь - это частица сущего, поэтому я старалась его прочувствовать и через это с ним отождествиться. Чувства определяют всё. Если я - это происходящее в данный момент природное явление, это не означает, что я перестала быть всем сущим.

Как ни странно, прочувствовать дождь мне удалось за пару минут. И вот я уже ощущала себя дождём. Меня перестала безпокоить промокшая насквозь одежда. Я чувствовала, как холодный дождь стекает по телу тёплыми струйками - не холоднее, чем температура моего тела. Неприветливая местность с её болотными лужицами и водяными оконцами стала для меня вдруг интереснейшим местом, где я совершила небывалое открытие. Через час дождь прекратился, но зато усилился ветер. Мои спутники посинели от холода. Тогда я сказала себе: я - холодный ветер. В следующую минуту я перестала ощущать холод. Когда мы достигли леса, ветер унялся, зато стала донимать противная сырость от прилипшей к телу мокрой одежды. Я сказала себе: я - сырость. И почувствовала себя прекрасно.

Я верю, что человек был бы в состоянии моментально решать свои проблемы, если бы умел сливаться воедино с явлениями природы, с природными элементами. Есть пять природных элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждый из них вызывает в человеке в каждый данный момент разные чувства. Если научиться единению с природными элементами, то мы перестанем называть возникшее чувство хорошим или плохим. Проще ли такой способ уравновешивания, чем высвобождение стрессов, пусть каждый решает сам.

Поскольку все болезни состоят из существующих в природе элементов, неплохо было бы научиться единению с ними. Для упрощения этой задачи скажу лишь: не спешите.

               Спешка сводит на нет всякую учебу.

Пословица гласит: спешка нужна только при ловле блох.

Во всём остальном самое важное - любовь. Чтобы любить, нужно дать себе время.

Когда человек, живущий ради других, достигает критической черты, за которой у него совершенно не остаётся времени для себя, он старается экономить время. До места назначения добирается не пешком, а на транспорте. Вскоре он уже не едет, а летит, радуясь тому, что выкроенное время сможет посвятить себе. Фактически же он тратит выкроенное время на себя для того, чтобы быть в форме для других. Чем больше у него не хватает времени, тем сильнее им недовольны те, на кого он время тратит - к кому летит прожить за них их собственную жизнь. В итоге его иллюзии разбиваются вдребезги. Это не означает, будто хороший человек прекращает делать добро другим. Если он желает доказать свою положительность, он будет суетиться до тех пор, пока не убедится в безсмысленности подобной деятельности. И тогда рождается нежелание.

                                Сила воздействия.

Чем больше в человеке нагнетено стрессов, тем больше воздействия он оказывает. Он воздействует на окружающих, подобно источнику излучения: кто к нему ближе, тот получает дозу побольше. Большинство людей этого не осознают, что не мешает им получать удовольствие от своей собственной способности воздействовать на ближних. В каждом из нас живёт желание, чтобы люди стали такими, как я хочу, а также желание, чтобы люди делали то, что я хочу. Если человек не желает уподобляться властному тирану, если он от всей души желает стать лучше, то свои желания он не высказывает вслух. Зато его скромные желания воздействуют, словно кусочек урана в нагрудном кармане. Не видно, не слышно, а сражает наповал.

Подобными кусочками урана мы являемся прежде всего для самых близких людей. Мы полагаем, что если мы - люди хорошие, спокойные, скромные, застенчивые, не привередливые, без претензий, то всё в порядке. Чем дольше мы так считаем, тем незаметнее увязаем в житейской трясине. Выбраться оттуда для многих уже невозможно из-за отчаяния, разочарования и ожесточения. Итак, самой большой проблемой для человека является он сам. Видя в ближнем себя, мы полагаем, что проблема в ближнем.

Потому-то для женщин самой большой проблемой являются мужчины, а для мужчин - женщины. Попробуем разобраться. Независимо от пола, мы прежде всего - люди, и потому для нас важнее всего духовный рост. Вместе с тем каждый растёт в своем темпе. На своем пути все люди сталкиваются либо с большими, либо с малыми препятствиями, тормозящими их движение, из-за чего взгляды на жизнь у всех разные. Теория мирного сосуществования учит толерантности. Толерантность означает терпимость, уживчивость. В то же время кто проявляет терпимость, тот и заболевает. Потому и всякое новое начинание заканчивается выводом: если все были бы равны, то все были бы счастливы. Отсюда и стремление изменить законы природы, стремление вырастить или воспитать всех одинаково хорошими.

Чем ребячлив хороший человек, тем сильнее он желает поучать.

Чем богаче у хорошего человека жизненный опыт, тем сильнее он желает воспитывать.

Все мы являемся подобными учителями и наставниками, но сами, как правило, на этом не учимся и не растём. Чрезмерные поучения превращаются в воспитание. Воспитание моментально сводит человека к его телу, а жизнь - к её материальной стороне. Начало и интенсивность процесса воспитания определяют начало и конец замедления, задержки и прекращения духовного роста. Это - моменты, когда начинаются душевные или психические заболевания. Особенно негативно воспитание сказывается на сыновьях. Мать, которая воспитывает сына, передаёт эстафетную палочку невестке, даже если не желает, чтобы та воспитывала её сына. Невестка принимает эстафетную палочку, даже если свекровь ей глубоко антипатична. Все женщины солидарны в одном: мужчин нужно воспитывать. Если и находится такая, которая не желает воспитывать мужа, выступать при нём в роли матери, то к этому, пусть неосознанно, подталкивает её сам муж - так он привык. А что он станет сопротивляться - это тема отдельного разговора.

Чем больше человека воспитывают, тем сильнее в нём подавляется инициативность. Обладая же знаниями, он пускает их в ход, чтобы доказать свою способность проявлять инициативу, и ему удаётся всех обмануть. Подчас и самого себя, особенно если он - специалист узкого профиля. Цепляясь за то, что он знает и умеет, он будет доказывать, что больше ему ничего не надо. Поскольку в современном обществе превосходство над окружающими принято доказывать узкой специализацией, то душа у человека как будто должна быть спокойна. Но неспокойно у него на душе, потому что, занимаясь с утра до вечера, и так из года в год, делом, приносящим удовлетворение, человек не понимает, почему он этим делом занимается. Он не извлекает духовного урока из земной работы. Если он только не идиот, на душе у него неспокойно - ему не даёт покоя чувство вины перед жизнью. Работа ради работы не даёт человеку расти. Если он жертвует ради работы всем остальным, у него притупляются чувства, и человек становится автоматом - эгоистом.

У мужчин превращение в автомат происходит быстро. Женщины сразу замечают, если у мужа притупляются чувства, и живо на это реагируют, потому что на женщинах лежит ответственность за сохранение в человеке человеческих качеств. Мужчины этого не понимают, так как считают, что чем меньше эмоций, тем спокойней жить. Как вы считаете, у святого меньше эмоций? Нет. У него их больше, но он старается, чтобы они были поменьше. Чем больше колебаний энергии при их малой амплитуде, то есть испытываемых человеком эмоций, тем выше его способность к творчеству. О больших художниках и композиторах говорят: у него удивительно тонкая натура. О человеке же, пробивающем дорогу силой, говорят: топорная работа.

У женщин, как правило, натура более тонкая, чем у мужчин. Когда женщина ощущает, что у мужа исчезли эмоции - провалились в трясину, словно позолочённые от солнца вершины горной гряды, - она впадает в панику и бросается мужа спасать. Уставший от воспитания муж воспринимает всякую акцию по своему спасению как очередной воспитательный манёвр, безсмысленный и напрасный. Человек, уставший духовно, не желает даже мозгами пошевелить, не говоря уже обо всём остальном. Если ей так хочется, пусть себе делает, он ничего против не имеет.

 

В современном обществе появилось множество молодых людей, духовно утомлённых от воспитания, и их становится всё больше. Им свойственно отсутствие интереса к чему-либо, даже к тому, что их прежде интересовало. Они шляются без цельно, где попало, и делают, что взбредёт в голову. Родители, мечтающие о прекрасном будущем для своих детей, нанимают им репетиторов, переводят в другую школу, спасая от дурного влияния сверстников, но ничего не меняется. Ребёнок, в целом неплохой и умный, не поддаётся никакому воспитанию. Если его кто-то захомутает, сделав из него семейного человека, то он полностью пренебрегает воспитанием собственных детей либо ведёт себя столь авторитарно, что с ним становится невозможно жить.



Комментарии (0)
avatar