Отчаявшаяся мать обратилась ко мне за советом, как ей поступить. Учительница прислала на дом письмо, в котором сообщалось, что её дочь вот уже более 1,5 месяцев не посещает занятия. Когда мать стала расспрашивать дочь, та сказала, что не ходит в школу, поскольку боится учительницы.
Я спросила: «Дорогая мать! Где Вы были эти 1,5месяца? Неужели Вы ни разу за 1,5 месяца не посмотрели в глаза своему ребёнку, который ждал помощи? Разве материнское сердце не шепнуло Вам, что творится неладное? Я не буду сейчас касаться учительницы. Возможно, она и впрямь далеко не ангел. Но знайте, что, каковы отношения ребёнка с матерью, таковы его отношения с женским полом, в том числе с учительницами. Ошибка учительницы— это её проблема. Но Ваша ошибка— это Ваша проблема.
Вы спрашиваете, что предпринять. Идите и просите у своей дочери прощение за то, что оставили её один на один с житейскими трудностями. Ей не нужно, чтобы Вы вставали перед ней на колени, потому что она не хочет видеть Вас униженной. Она хочет знать, что мать любит её такой, какая она есть. Она ещё ни разу этого не почувствовала, поскольку на первом месте для Вас стоит материальная обезпеченность, благодаря которой можно быть принятым в обществе».
Мать была подавлена горем. Она сказала, что не смеет пойти домой, поскольку лишь сейчас поняла смысл многих реплик дочери. Отныне её постоянно будет преследовать молящее выражение глаз дочери, блестящих от без звучных слёз, которыми она провожала мать всякий раз, когда та мчалась по своим делам. Но ещё больше её будет изводить чувство, что дочь — уже не её, но сказать об этом она не посмеет, ибо не имеет уже на это права.
Если она начнёт освобождать свои страхи и чувство вины, то можно будет всё исправить. Работа предстоит большая, могут произойти сбои как у дочери, так и у неё самой, но это уже другой вопрос.