У меня на приёме женщина лет 55. Год назад муж сломал шею. Теперь он парализован, а у ребёнка перелом позвоночника грудного отдела. Дочь не парализована, но нужна операция, так как остались осколки, их нужно вынимать. Пациентка читала мои книги, может даже цитировать их, но мне жаль человека, который цитирует кого-то, цитирует Библию, а сам не понимает суть настолько, что мог бы выразить её своими словами. Это злоупотребление знаниями, злоупотребление именем другого человека, именем Бога, а этого нельзя делать. Женщина цитировала целые абзацы моих книг, они были нужны ей как щит или меч, то есть для защиты или нападения. Она приводила в пример и некоторые буддийские принципы. Женщина обожает буддизм, говорит, что эта религия обязывает человека служить людям. Но я знаю, что это не так, буддизм не обязывает, буддизм — самая уравновешенная религия, из-за этого она стала философией, и её уже не называют религией, и ни в коем случае буддизм не советует служить человечеству так, как пациентка ему служит. «Служить человечеству» — значит быть человеком, справляться со своей жизнью, изменить отношение к себе, к своим делам, семье и не жить за других. Когда ты заботишься о себе, твоя жизнь в порядке, и как ни странно, но ты делаешь человечеству подарок, так как человечество не должно нести ответственность за тебя, за твоего мужа, за твоего ребёнка.
А эта женщина, разве она служила человечеству? Насколько она без перерыва бегала, переживала за других, не заботясь о себе, настолько её личная жизнь не в порядке. Она страдает, так как муж ни в коем случае не хочет воспринимать её буддизм, а предпочитает жить парализованным. Заметили, я сказала: муж не хочет воспринимать её буддизм, так как это не буддизм, это её религия, это её упрямство, её жесткость, её одностороннее понимание.
Когда у ребёнка что-то не в порядке и мы начинаем задумываться о себе, начинаем думать, что мы делали неправильно, чувствовали неправильно, думали неправильно, говорили неправильно, особенно в такой наиважнейшей области, как супружеские отношения, тогда мы сможем помочь ребёнку. В каком бы преклонном возрасте мы не находились (хоть в столетнем), корни всего, что с нами происходит в жизни, — наши родители. У каждого ребёнка, приходящего в эту жизнь в душе есть мечта, которую вполне можно осуществить, — это мечта быть счастливым. Но к сожалению, эта идея счастливой жизни от страха превращается сразу в желание. За желаниями всегда прячется страх, который притягивает то, чего боимся (желание «хочу» — это страх не получить то, что хочу, желание «не хочу» — страх получить то, чего не хочу). И когда мы не в теле, то дух — это уравновешенность, а уравновешенность — это любовь, любовь не знает страха. Как только мы переходим на физический уровень, то попадаем в ту среду, которая нас окружает в момент рождения. А это среда наполнена такими стрессами, как чувство вины, страх и злоба. Поэтому ребёнок сразу сталкивается с тем, что его обвиняют, ругают, на него сердятся. Страх сам по себе — это не заболевание. Страх вызывает непонимание и притягивает то, чего мы боимся. Если мы сразу при появлении страха не освобождаем его и не спрашиваем от себя, что это означает и нужно ли этого бояться, тогда страх переходит в следующий стресс, это чувство вины. Чувство вины тоже нужно освобождать.
А если мы этого не понимаем, не умеем, тогда мы подавляем своё чувство вины и этим создаём благодатную почву для роста всех проблем, которые мы со страхом притягиваем к себе. На этой почве буйно разрастаются «растения», ненужные растения стрессов.
И наступит момент, когда стресс уже не поместится в человеке. А когда стресс больше, чем сам человек, уже не человек управляет стрессом, а стресс управляет им. Происходит переход от стресса в человеке к человеку в стрессе, и тогда человек начинает бороться с этим стрессом, который иначе уничтожал бы его. Таким образом, страх переходит в чувство вины, а чувство вины становится злобой.
Наша злоба в повседневной жизни выражается тем, что мы безпрерывно оцениваем что-то или кого-то. Оценивать человека, то есть назвать его хорошим или плохим, значит обвинять человека. Не было бы чувства вины — не было бы обвинения, не было бы ужасно большого чувства вины, не было бы такой большой злобы. А когда человек постоянно сердится и не достигает желаемого, он психует. Ребёнок психует, молодёжь психует, старые люди психуют. Все выплёскивают свою злобу. Но ничего от этого не меняется. Никто не задаёт себе вопрос: «Почему дети такие больные? Почему молодёжь в таком состоянии?» Старые люди всегда говорили: «Ой, молодёжь плохая». Это не так. Нужно смотреть в глубь проблемы, на себя. Корни где? Если нет корней, дерево не растёт, новые плоды злобы не выращивает. Когда мы, несмотря на все усилия, не можем улучшить свою жизнь, нормализовать её, тогда наша злоба сгущается, растёт, и в какой-то момент злоба становится злостью. Злоба психует, а злость ненавидит. Злоба получила цель и силы, чтобы силой бороться с тем, кто или что нас мучает. Вот так человек от непонимания вырастил себе врага, которого теперь ненавистью старается унижать, уничтожать, и, если человек хочет быть хорошим, тогда не пойдёт это делать физически, а будет делать духовно. А это уже называется отрицание. Человек хочет, чтобы этого плохого не было, но не задаёт себе вопрос: «А можем ли мы жить без отрицательности?» Не можем, в мире всё состоит из двух противоположностей: из положительности и отрицательности, из мужчины и женщины и т. п. Если мы говорим о родителях и детях, то нужно говорить именно с точки зрения женщины и мужчины.