Страх жить полноценной жизнью, т. е. страх дышать полной грудью, делает грудную клетку маленькой, вдох затруднённым, зато выдох свободным. Выдыхание выражает освобождение этого человека от излишнего хорошего материальной жизни.
Смелость жить полноценной жизнью, т. е. смелость дышать полной грудью, на деле является смелостью, подавленной страхами. От этого человек становится рвачом - берёт от жизни всё, что только можно. Смелость жить полноценной жизнью расширяет грудную клетку, делает вдох свободным, объём лёгких на удивление большим, а выдох неслышным и незаметным. Человек думает, что так и надо.
Если грудная клетка у Вас стала с годами непропорционально большой, по сравнению с нижней частью тела, либо всегда была такой, начинайте высвобождать свою кажущуюся смелость жить полноценной жизнью. Помимо душевных тягот Вам грозят лёгочные болезни. Пора понять, что с каждым вдохом Вы вдыхаете в себя слишком много, а с каждым выдохом выдыхаете из лёгких далеко не весь отработанный воздух. С воздухом в человеческое тело поступает всё, что человеку нужно для жизни. 15 вдохов в минуту, 15 х 60 в час, 15 х 60 х 24 в сутки равняются полноценному обеду.
Когда мы принимаем то, что нам дают, то должны бы отдавать взамен то, в чём больше не нуждаемся. Если мы так не делаем, ненужное остаётся в теле в виде шлаков. А ведь любая болезнь - это зашлакованность, как душевная, так и материальная.
Мучительной болезнью является астма, при которой человек не может выдохнуть. Ощущение удушья заставляет хватать воздух ртом, и человек без особого труда наполняет воздухом лёгкие, но обратно воздух не выходит, хотя бронхи не закупорены. Почему? Потому что меха, движущие лёгкими, и есть диафрагма, и если на душе столь тяжкий груз, что для диафрагмы уже не осталось места, то меха не могут работать.
Мы все являемся на свет, чтобы нести ответственность за собственную жизнь, но мы не имеем права отвечать за жизнь других. Если мы берём на себя это право, оно становится обязанностью, и, если долг нами не исполняется, нас встречает осуждение.
Ситуация не меняется, несмотря на то, что всё это нам известно. Проблемы разрешаются, когда мы высвобождаем свои знания, когда очищаемся. Это значит - когда не притягиваем больше к себе такого большого количества грязи. Для очищения души требуется время, но хорошие люди, они же общество, активно борющееся со злом, не даёт времени. Человек спешит, боясь не успеть, боясь оказаться виноватым. Хорошие люди знают, что спешка - не заяц, который убегает. Перестаёшь спешить - и спешки нет. Несмотря на это, человек подгоняет себя и других и портит всё поистине прекрасное. Если попросить у бегущих: "Дайте время!", они тебя затопчут. Спешащие из чувства вины люди глухи к просьбам. Они желают получить осязаемый результат немедленно и ещё вчера.
В хороших людях сидит великий страх оказаться эгоистом в глазах других хороших людей, человеком, кому наплевать на других, поэтому они вмешиваются во всё, хотя сами несведущи. Толку от них никакого, но зато по крайней мере они доказывают, что являются хорошими людьми. Им невдомёк, что тем самым они причинили больше плохого, нежели хорошего. Причём не только тому, кому хотели помочь, но и в целом.
Когда диафрагма находится в поднятом положении, невозможно выдохнуть. Максимально поднятое положение подобно безоблачному небесному своду, выше которого нет ничего. Кто считает это само собой разумеющимся, тот испытывает недовольство, когда на небе появляются тучи. Он не в состоянии понять, что под неизменно безоблачным небом может простираться лишь пустыня. Постоянно поднятое положение диафрагмы гасит свечу жизни.
Жизнь - это движение. Диафрагма обезпечивает движение, т. е. жизнь. При движении диафрагмы вниз происходит вдох, при движении вверх - выдох. Если на сердце тяжело от чувства вины, диафрагма не может подняться так высоко, чтобы возникло возвышенное чувство. Это значит, что выдох происходит не до конца и тело не может полноценно очиститься с помощью дыхания. Поскольку жить неочищенным нельзя, человек при выдыхании прибегает к помощи вспомогательных мышц и к этому привыкает.
Всё, к чему привыкают, считается нормальным и естественным. Так нормальное беззвучное свободное дыхание превращается в нормальное напряжённое шумное дыхание. По мере роста напряжённости дыхание ослабевает, превращаясь в бессильные звуки, издаваемые на грани между жизнью и смертью, что нормальным уже назвать нельзя. Человеку может быть так трудно, что дышать становится тяжело.
Страх, который подавлялся и оттого обратился в смелость жить полноценной жизнью, тем быстрее превращается снова в страх, чем сильнее чувство вины. Представьте себе лёгкое и дыхание, когда желание смело жить полноценной жизнью начинает бороться с навязчивым страхом, что полноценной жизнью больше жить нельзя.
Вверху может возникнуть опасное, вплоть до разрыва, напряжение, которое давит на лёгкие. Внизу возникает болезненное давление на расположенные ниже органы и ткани. Когда страх сжимает грудную клетку и сплющивает диафрагму, для вдыхания остаётся мало места. Иначе говоря, в тело поступает мало свежего воздуха. А что без кислорода тело жить не может, знает каждый.
Чистый воздух даёт телу всё, что необходимо для жизни, и забирает от тела всё, что не нужно для жизни. Если же не забирает, то всё, что остаётся в теле, становится опасным для жизни. Такое состояние называется дыхательной недостаточностью, а проще говоря, удушьем.
Таким образом, дыхательный процесс, призванный человека возвышать, становится для него принижающим. Заблокированность энергетического центра дыхания ведёт к перегруженности и болезням нижней части лёгких.
Смелость, она же подавляемый страх, действует прямо противоположным образом. Чем сильнее желание жить полноценной жизнью, тем сильнее человек стремится к лучшему, и диафрагма поднимается вверх, олицетворяя уровень человеческих желаний. Желание иметь всё больше и больше расширяется и оборачивается желанием иметь всё больше и больше свободы. Это находит выражение в расширении лёгких как органов свободы, однако грудная клетка имеет свои пределы. Всякое желание есть страх не получить того, чего хочется, а поскольку так и происходит, возникает чувство, будто жизнь несправедлива. Это ведёт к напряжению в диафрагме. Чем больше воздуха хватает ртом человек, тем ниже должна бы прогибаться диафрагма, но этого не позволяют печень, желудок и весь пищеварительный тракт.
Как подсознательно, так и сознательно под полноценностью понимается нечто идеальное, которое находится где-то на небесах. Желание жить полноценной жизнью ведёт к подъему диафрагмы, будто она устремляется к небу. Когда диафрагма поднимается до максимума, человек не может выдохнуть. Количество оставшихся в теле шлаков выражает степень серьёзности дыхательной недостаточности, а значит, степень опасности для жизни. Вместе с тем центр дыхательного процесса перемещается кверху, что вызывает перегруженность верхушек лёгких и их потенциальное поражение.
Остановитесь сейчас и прислушайтесь к своему самочувствию. Возможно, что ещё до того Вы заметили, что дыхание то убыстряется, то замедляется, но в любом случае дышится тяжело. Да и сердце бьётся то так, то эдак. Подобная реакция сопутствует чтению любого текста и усугубляется по мере того, как Вы погружаетесь в читаемое, т. е. сливаетесь с ним. Сделайте паузу и отпустите от себя полученное знание. Затем читайте дальше. Вспомните, было ли с Вами так, что, отбросив в сторону книгу или газету, Вы восклицали: "Фу, больше не могу!" Поглощая книгу, Вы дошли до грани пресыщения и разрешили ситуацию так, хотя следовало бы иначе. Научитесь задаваться вопросом: "Чему прочитанное меня научило? Почему оно так меня возбудило? Какую проблему мне нужно высвободить?"
Поднятое состояние диафрагмы увеличивается также из-за давления снизу. Пожалуй, каждому человеку доводилось испытывать тягостное ощущение на участке от пояса или даже пупка до рёбер, которое нельзя списать ни на какую болезнь. Оно может быть слабым и безпокоить годами, то появляясь, то исчезая. Кто-то связывает его с одновременно возникающим и затем ослабевающим вздутием живота, а кто-то приписывает его непонятно откуда взявшемуся округлению талии. Иного время от времени безпокоит непонятное выделение газов как изо рта, так и из пищеварительного тракта, вслед за чем самочувствие улучшается. Кое-кто замечает странное ощущение пустоты, что заставляет набивать желудок, иной же считает это обычным чувством голода.
Кого постоянно преследует чувство переполненного желудка и одновременно голода, тот наедается до ощущения тяжести и тем не менее ощущает себя воздушным шаром. Тело давит всё тяжелее книзу, а воздушный шар тянет всё сильнее кверху, и так до тех пор, пока Вы однажды не ощутите, словно под диафрагмой у Вас образовалась плоская воздушная подушка, которая вот-вот лопнет и которая давит во все стороны. Из-за максимального подъёма диафрагмы этой подушке нет ходу вверх, но и вниз тоже нет - мешают печень и желудок.
Такая воздушная подушка рвётся вверх, независимо от позы Вашего тела. Кратковременное повышение в ней давления может вызвать непонятное ощущение безпомощности, печали, чувство ужаса, безысходности, отчаяние, из-за чего Вы на время лишаетесь сна. Напряжение ослабевает, если найти этому разумное объяснение. Постоянное же безпокойство ведёт к неврозу, так как болезнь налицо, а медицина ничего не выявляет. Когда подобный приступ случается сильнее обычного, впору заподозрить заболевание почек, потому что почки вслед за этим делаются особенно чувствительными, и может показаться, будто они находятся вне тела. Поскольку Вы знаете, что такого не бывает, то принимаетесь себя успокаивать. Ситуация, когда болезнь есть и вместе с тем её нет, плохо влияет на Вашу психику.
Обратите внимание на фразу "себя успокаивать", которая подразумевает, что своими знаниями Вы убеждаете себя до состояния нечувствительности, т. е. до смерти. Так мы увещеваем себя, а также окружающих и усиливаем стрессы, ведущие к неврастении. Астения - это слабость, безсилие. Астеник подобен выжатому лимону, из которого выжаты все соки, т. е. выжато естество лимона.
Вы можете являть собой само спокойствие "благодаря" собственному успокаиванию, однако обратите внимание: стоит появиться недовольному человеку, который начинает навязывать Вам своё право, как у Вас вспучивает верх живота. Особенно явственна эта реакция в том случае, когда некто очень много для Вас значит, когда Вы боитесь его потерять, когда выслуживаете его любовь, тогда как у него сильно развито "эго", и он привык настаивать на своём. Ему не обязательно на Вас нападать. Наоборот: хуже всего делается в верхней части живота, если он - человек интеллигентный, и Вы должны ему уступить, чтобы не испортить с ним отношения. Если Ваш супруг из таких, у Вас непременно вспучен верх живота. Постоянный страх перед недовольным человеком и постоянное состояние самообороны ведут к ожирению живота. К такому же эффекту приводит одно лишь знание того, что Вы, по мнению супруга, всё равно оказываетесь неправыми во всём. Чтобы обрести способность самостоятельно решать свои проблемы и действовать сообразно потребности, нужно развязать названные стрессы.
Родители! Если Ваш ребёнок слишком пухленький, с животиком-мячиком, значит, ощущает свою безпомощность от сознания того, что он всегда неправ. Ребёнок находится в безвыходном положении, ибо Вы внушили ему, что Вы всегда правы. Не будь у Вас этой же проблемы, Вы не унизили бы в том числе и ребёнка. Как бы Вы ни старились урегулировать вес ребёнка, это не удастся сделать, покуда Вы не научитесь уважать себя, супруга и ребёнка таким, какой он есть. Мужской ум не делает мужчину мужчиной. Женский ум не делает женщину женщиной. Ум - это всего лишь свойство, отождествляя себя с которым принимаются отстаивать свои права, принуждая других к самозащите. Если они боятся Вас потерять, то защищаются пассивно, а значит, раздаются в теле, толстеют.
Духовная самозащита делает человека толстым. Поэтому в развитых обществах и возрастает проблема детского ожирения и ожирения в целом. Человеку, который показывает зубы, когда кто-то пытается его одурачить, навязать ему свою правоту, ожирение не грозит. Он может ошибаться, запороть дело, но поскольку не позволяет никому сесть себе на шею, то и не толстеет. Плохой человек не толстеет, толстеет хороший. Чем больше он выслуживает любовь, тем больше в нём внутренней пустоты. Внутреннюю пустоту призван компенсировать прямо противоположный внешний облик.
Внутренне пустой человек есть неврастеник. Это больной, который выжал из себя всё до конца при помощи разных знаний, почёрпнутых тут и там. Самого его нет, есть лишь позаимствованные у окружающих представления и оценки. Они не дают того, от чего успокоилась бы душа. Чем больше такой человек принуждает себя жить по примеру других, тем не чувствительнее делается его тело, которое в силу этого не может даже заболеть. Но зато от душевных мук впору сойти с ума.
В совокупности это и есть неврастения, которая усугубляется, если Вы принимаетесь называть себя нервно-больным и подавляете свою беду, скрывая её от посторонних. Рано или поздно всё это выплеснется наружу либо в виде досаждающей близким неврастении, либо в виде физической болезни. Обратите внимание на роль, которую играет превозносимая со всех сторон терпимость в процессе возникновения данного состояния. Только так и может закончиться восхваление терпимости, обучение терпимости, насильственное воспитание себя и других в духе терпимости.
Человек не должен считаться с другими, считаться с другими есть его потребность.
После всего этого многословия хотелось бы всё же узнать, отчего возникает это мучительное состояние наполненности воздухом? Что всё это означает? Это означает, что человек преисполнен духом. Выражение это должно быть Вам знакомо. У человека зачесались кулаки, лицо раскраснелось от возбуждения, а сторонние наблюдатели, жаждущие мести, распаляют в задире этот дух. Никому и в голову не приходит остановиться и спросить себя, что это значит. Это значит, что безграничный дух оказался в этот миг в плену у ограниченного пространства тела.
Так срабатывает низведение духовного отдавания до уровня земного обретения. В таком состоянии человек во всём видит деньги и делает всё только ради денег. И ещё испытывает гордость за то, что это у него получается. Такое отношение уничтожает всё святое, и чем выше потребность человека в святости, тем больше он себя губит. Человек, распираемый идеями, а значит, преисполненный собой, надувается воздухом, и его надутое состояние проходит не ранее, чем он реализует все свои идеи. Осуществив одну из них, он тихо-мирно радуется, но вот является некто и говорит, что это было им сделано только ради денег. В результате у человека, который передал людям идею, как воздух, или, иными словами, который высвободил идею из себя, вновь возникает под грудиной ощущение надутого воздушного шара.
У кого идей много, тому подобный удар можно нанести много раз, прежде чем он отправится к праотцам. Кто выдаёт свои идеи порциями, тому приходится немало страдать. Человек, лелеющий одну идею, выпестованную многолетним трудом и достойную того, чтобы стать всеобщим достоянием, от подобной оценки может воспарить в мир идей, он же мир святости.
Состояние наполненности воздухом являет собой гордость по поводу гордости. Чем сильнее Вы желаете гордиться реализацией своих идей, пусть даже очень скромно, тем больше Вы наполнены. Например, желаете быть нормальным человеком, но не понимаете, что одного желания мало. Стараетесь быть скромным, приятным, понимающим, милым, улыбчивым, тихим, покладистым - и это Вам удаётся. Провернули славненько своё дельце и отправились восвояси с чувством удовлетворения. Но как только ощущаете спад напряжения, возникает новая проблема: Вас распирает от газов - хоть лопни. Бросаетесь искать укромное местечко, чтобы тихонько их выпустить, но когда находите - ничего не получается. Между тем верх живота так и распирает. Так даёт о себе знать гордость за то, что я не возгордился.
Самое высокое уравновешивается самым низким. Чем более высокое слово, идею либо теорию Вы выдаёте, тем больше Вас обвиняют в денежной корысти. Почему? Потому что Вы боитесь и не приемлете низведения духовного отдавания к материальному получению.
Допустим, Вы - учитель из числа безсребреников. Опять же, допустим, на Вас надета единственная пара штанов, а в кармане перекатывается последний медяк - ведь мысли о деньгах посещают Вас в последнюю очередь. Но если Вы посмеете запросить достойную оплату за свой труд, Вам заявят, что Вы думаете только о деньгах. Вы не сознаете того, что Ваша смелость - это подавляемый страх, который притягивает то, чего Вы боитесь. Боитесь, как бы Вас не сочли плохим человеком. И нате - сочли.
Если Вы высвободите свои страх и злобу, испытываемые в связи с низведением духовного отдавания до земного обретения, то поймёте, почему деньги испокон века считались грязными. Идея есть святость, которая созидает материальный мир, в том числе и деньги, но алчность истребляет святость, а значит, собственного создателя. Так человек, которому Вы секундой раньше оказали безкорыстную помощь, может углядеть в Вас собственную жадность к деньгам и обвинить Вас в этом в глаза либо за спиной. Он не понимает того, что, нанеся удар Вам, он нанёс и себе удар по печени, и скопившаяся там злоба выплеснулась наружу. Его подсознание напомнило ему, что существует священный закон природы, который гласит, что духовное отдавание и земное отдавание должны быть уравновешены. Если ближний потрудился, помогая тебе, то нужно за это ему отплатить, тем самым ты ему поможешь. Корыстолюбие же не позволило человеку с этим согласиться. Корыстолюбие - такая вещь, что человек всё гребёт под себя, однако не атакует, когда нет кого атаковать.
Критикуя чужое корыстолюбие и духовную приземлённость, Вы попадаете в самого себя, поскольку фактически в ближнем критикуете себя. Чем больше Вы считаете, что Вы не такой, тем больше Вы такой и есть. Поскольку относитесь к этому отрицательно, то скрываете данное качество от себя и других, да так, что никому никогда про него не прознать. Знают про это лишь жизнь да Ваше живое тело и соответственно реагируют.
Итак, каким бы ни был ближний, моё отношение - это моё личное отношение, и чем оно отрицательнее, тем больше страданий мне выпадет. Не будь страхов, не пришлось бы себя защищать.
Больше всего боли человек причиняет себе сам. Подумайте, как терзается Ваша душа от чувства вины, когда Вы желаете отдавать просто так, не рассчитывая ни на что взамен. Поскольку без денег не прожить, Вы должны брать деньги. И что ещё хуже - должны требовать их за честно сделанную работу. Покуда Вы испытываете страх и неприязнь к низведению духовного от давания к земному приобретению, Вы и будете относиться к вознаграждению за труд как к получению. Будете опасаться любой случайно подвернувшейся работы и стыдиться самого себя, сколь бы мало за неё ни получили.
Вы перестаёте замечать то, что отдаёте сами, и не умеете принимать то, что Вам дают взамен. Вы желаете быть чересчур хорошим, подобно ангелу. При денежных затруднениях корите себя за то, что берёте деньги, и одновременно за то, что не берёте денег. Маринуете себя ещё немножко и принимаетесь бичевать себя за то, что желаете денег и вообще о них думаете. А всё из-за того, что не сумели высвободить один стресс.
Проблема денег касается лично каждого, в том числе и меня. Поэтому я стараюсь выискивать, находить и высвобождать стрессы, которые ведут к моим собственным недоразумениям. Призываю Вас делать то же. Знайте - кто враждебно относится к деньгам, у того либо уже есть, либо возникнут денежные проблемы. Имеющего денежные проблемы человека раздражает всё, что касается денег, даже разговоры о деньгах. Кто не обращает себя в источник дохода, тот и ближних не обращает в источник дохода, и у него может быть много денег, но он не навлекает на себя из-за них кармического долга.
"Если я высвобожу низведение духовного отдавания к земному обретению, будет ли мне нужно заниматься этим и впредь?" - спросила машинально одна из слушательниц и под шумный ропот залилась румянцем, опустив очи долу. Аудитория её осудила. Когда же я спросила у присутствующих, что же всё таки будет, никто не сумел мне ответить. "Тогда Вы становитесь дающим, который принимает то, что ему дают. Дают Вам то, в чём Вы нуждаетесь. Дают столько, чтобы Ваше сердце было довольно как в духовном, так и в материальном смысле".
Есть святые мгновения, когда дающий благодарен, что его дар принят, и когда неуместно расплачиваться чем бы то ни было, кроме благодарных слов. Такие мгновения следует распознавать самому. Если же Вы не распознали и желаете расплатиться, но видите, что ближний уязвлен, то можете исправить ошибку простыми словами: "Прости! Боюсь, я чего-то недопонял". Вам простят. Вы сами это почувствуете.
Человек счастлив, когда он уравновешен. Уравновешенность возникает тогда, когда обе стороны жизни - духовная и физическая - равноценны. Духовные достижения способствуют и земным достижениям. А духовное стяжательство способствует лишь земному приобретению. Человек, мыслящий материально, желает только получать, поэтому в любом духовном отдавании он видит только получение. Он неспособен уяснить, что если бы ему не дали духовно, то он не получил бы и в земном отношении. Берущему всегда кажется, что ему мало дали, отдавать же ему не позволяет жадность.
Человек, признающий лишь материальные ценности, желает, чтобы ему преподносили всё сразу и в готовом виде. Он удовлетворён, когда в аптеке ему дают таблетки за деньги, добытые его собственным нелёгким трудом. Стоят ли таблетки таких бешеных денег и помогут ли они ему - в этот момент значения не имеет. Потом будет время поругаться. Духовное же учение, объясняющее, как улучшить и сберечь здоровье, он принимается тут же охаивать, если за него надо выложить деньги, - ему же ничего не преподнесли в готовом виде. А если платить не пришлось, всё равно охаивает. Хотя бы потому, что был вынужден попусту потратить драгоценное время на выслушивание речей. Вот почему поистине хорошие альтернативные целители боятся брать с пациентов деньги, не говоря уж о том, чтобы назначать свою цену, и страдают от материальных проблем. Они приносят себя в жертву, из-за чего их целительные способности ослабевают.
Законы природы гласят просто и ясно: каждому нужно отдавать то, что у него есть. Тогда он получает то, что ему нужно. Если один отдаёт другому свою духовную энергию, тому нужно отдать первому свою материальную энергию, чтобы сохранить равновесие.